Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

ответствия педагогическому за­ мыслу, коррекция содержания, форм и методов гражданского воспитания в зависимости от ре­ зультативности этой работы, трансформирование результатов _________в социум______________________________________________ Составляя ориентировочную модель гражданского образования для школ Кольского края, мы рассматривали лишь региональный и школьный компонен­ ты содержания образования. Возможные направления работы, классификация материала по блокам, авторские региональные курсы, факультативы, кружки, а также предлагаемые средства, методы и формы работы мы рассматриваем лишь как "банк данных", из которых учитель по собственному усмотрению вы­ бирает для работы то, что считает возможным и необходимым исходя из своих профессиональных возможностей, материальных возможностей школы, контин­ гента учащихся и т. д. Понятно, что возможности для организации гражданско­ го воспитания в обычной средней школе и гимназии, городской и сельской шко­ ле различны. Но в любой школе целесообразно иметь свою модель граждан­ ского образования. На наш взгляд, модель гражданского образования должна объединять на­ чальную школу, среднее звено и старшие классы. Это важно для создания еди­ ного и непрерывного педагогического процесса в школе, сохранения преемст­ венности между ступенями обучения, возможности на каждом новом возрас­ тном этапе, зная достигнутый уровень гражданственности детей, ставить более сложные и более социально значимые задачи. I. Начальная школа. Главная задача - развитие эмоционально- нравственной сферы детей и прежде всего патриотических чувств; формирова­ ние на краеведческом материале таких важных качеств, как доброта, милосер­ дие, справедливость, честность, совестливость, эмпатия. Содержание изучаемого в начальной школе материала по гражданскому образованию школьников можно сгруппировать в следующие тематические блоки: I. Тематический блок "Я человек и гражданин". (Моя биография. Я и мое имя. Моя фамилия. Моя семья. Семейные традиции. Чем я горжусь. Где я живу. Моя улица. Мои друзья. Моя школа. Мои любимые книжки. О чем я мечтаю. Ко­ го я люблю. Что я люблю. С кого я беру пример. Я северянин. Я россиянин. Гимн, флаг, герб моей Родины. Защитники моего Отечества. Я житель планеты Земля. II. Тематический блок "Я и мир природы”. (Я часть природы. Я люблю и вос­ хищаюсь природой, которая меня окружает. Я стараюсь понимать окружающий мир. Тайны природы (северное сияние, полуночное солнце, полярная ночь, шторм и т. д.). Кладовая родного края. Я люблю "братьев наших меньших". Я оказываю посильную помощь природе, животным, птицам. Красная книга род­ ного фая.). III. Тематический блок "Культура, Кольского края". (Оленный народ - саамы. Саамские легенды и сказки о жизни и культуре маленького народа. Северные виды спорта на полярных олимпиадах ("Праздники Севера"). Приход на Мурман русских с Новгородских земель. Дружба, взаимопомощь русского и саамского 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz