Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

О Б Щ А Я Х А Р А К ТЕ РИС ТИ КА Р А БО ТЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Гражданское воспитание школьников - ведущая проблема современной педагогической теории и практи­ ки. Эта комплексная проблема имеет социальные, философские, психологиче­ ские, педагогические, методические, технологические аспекты. От ее решения в значительной мере зависит и качество обучения и воспитания сегодняшних школьников, и процесс их дальнейшей социализации, т. е. практическая готов­ ность и желание отдать свои силы и знания на благо Отечества. В "Законе РФ об образовании" в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования провозглашается "воспита­ ние гражданственности и любви к Родине"’ . Сложные социально-экономические процессы, происходящие в нашем об­ ществе: отказ от сформировавшихся за годы советской власти духовных и идеологических ценностей, и не только классовых, а связанных с бытом, тради­ циями взаимоотношений советских людей, наделенных особым менталитетом (потребностью социальных гарантий на низком уровне, но равных для всех, коллективистское начало во взаимоотношениях между людьми, жертвенность ради общего дела, умение и желание работать на энтузиазме и др.), который сохранился у старших поколений и носителями которого в какой-то мере явля­ ются и работники образования; сложный, но необходимый переход от классо­ вых приоритетов к приоритету общечеловеческих ценностей; формирование рыночных отношений периода первоначального накопления капитала, часто на криминальном уровне; правовой и нравственный беспредел; тяжелое экономи­ ческое положение большинства населения страны, рост безработицы, резкое расслоение и идеологическая разобщенность общества, рост регионального сепаратизма и т. п. привели к новым учебно-воспитательные проблемам, к ко­ торым оказались не готовы ни общество, ни наука педагогика. Общеизвестно, что задачами педагогики являются не только разработка за­ кономерностей обучения и воспитания, принципов и методов, содержания учебно-воспитательной работы с детьми разного возраста, но и прогнозирова­ ние, моделирование последствий новых социально-экономических реалий и, главное, помощь в адаптации к ним всем участникам педагогического процесса - детям, родителям, учителям. Выдающийся психолог Л. С. Выготский утверждал: "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день "детского развития''2. Не случайно он ввел такие понятия, как "зона ближайшего развития", "социаль­ ная ситуация развития”. Развитие современной школы характеризуется многими прогрессивными тенденциями: гуманизацией, демократизацией, гуманитаризацией учебно- воспитательного процесса, в центре которого стали интересы личности кон­ кретного ребенка, задачи его самоопределения и создания благоприятных ус­ ловий для их самореализации; осуществление не только индивидуального, но и личностного подхода к каждому школьнику; создание вариативных учебных планов в средней школе, многочисленных авторских курсов, профильных школ, классов с углубленным изучением отдельных предметов, создание элитарных учебных заведений (государственных, муниципальных, ч чых), более цеда-. ' Закон Российской Федерации "Об образовании". Мурманск: НМЦ, 19! \.Л. 2 Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 250. | Экземпляр 3 Обязательный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz