Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

дине", родителям, отдельным людям, к природе, животным и т. д. Но условия жизни в определенной негативной микросреде не дают возможности развивать и закреплять эти знания, взгляды, чувства в практической позитивной деятель­ ности. 3. Формальный уровень. Показатели: дети, в соответствии с возрастом, имеют необходимые общечеловеческие, правовые, этические знания, получен­ ные и в семье, и в том или ином учебном заведении. У них развита эмоцио­ нальная сфера, имеются различные положительные качества и черты лично­ сти. Однако у детей этого уровня гражданственности отсутствуют достаточно развитые умения и навыки следовать в жизни тем правовым и моральным нор­ мам, которые они знают. У них недостаточно развита культура жизненного са­ моопределения, отсутствует активная жизненная позиция. Гражданскую активность они проявляют лишь под воспитательным воздей­ ствием взрослых (родителей, учителей, воспитателей, руководителей кружков, секций и т. д.) К этой категории относится большая часть школьной молодежи. 4. Деятельный уровень. Показатели: у школьников сформировались пра­ вильные нравственные представления о "добре", "зле", "честности", "справед­ ливости"; правильные ценностные ориентиры, выработалась внутренняя по­ требность следовать моральным требованиям, ответственность за все то, что их окружает. В жизни они стремятся проявить себя как личность в самой раз­ личной деятельности. Любовь к семье проявляется в составлении родослов­ ной, любовь к школе в стремлении защитить ее честь в спорте, в творческой деятельности, любовь к природе в экологической и природоохранной деятель­ ности и т. д. Подростки этого уровня гражданственности добровольно и созна­ тельно участвуют в работе ученических органов самоуправления, в самодея­ тельных организациях, в общественно-политических акциях, проходящих в го­ роде, области, стране. Результативность гражданского воспитания школьников во многом обу­ словливается готовностью самого учителя к этой деятельности. Таблица 1 СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛНИКОВ Вид готовности Критерии готовности Показатели критериев Психологическая готовность Потребность духовного общения с детьми в процессе организации системы гражданского воспитания школьников Личностная значимость для ребенка содержания и форм общественно значимой гра­ жданской деятельности как необходимого условия со­ циализации личности школьника Теоретическая и ме­ тодическая готовность Информированность о массовом, передовом и новаторском опыте гражданского воспита­ ния школьников. Объем, систематичность и осознанность знаний. Эмо­ циональная оценка и отно­ шение к актуальным про­ блемам общественно-поли­ тической, экономической, 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz