Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

товарищей по учебному заведению, производственному коллективу, за земля­ ков, за судьбу всей страны), уважительное отношение ко всем людям (уваже­ ние их прав и свобод), уважение к государственной власти, государственной символике; уважение к народам России и других стран, толерантность в отно­ шении к их обычаям, традициям, религиозным конфессиям, социальным уст­ ройствам, мировоззренческим позициям; честность, правдивость, доброта, принципиальность, чуткость, милосердие и т.д. 4. Способность быть истинным субъектом права: сознательное, доброволь­ ное выполнение законов, нормативных актов, своих обязанностей (в семье, учебном заведении, на производстве, в спортивном или творческом объедине­ нии), умение пользоваться и отстаивать своим права; активная жизненная по­ зиция (внутренняя потребность участвовать в политической жизни страны: раз­ личных общественно-политических кампаниях: выборах, референдумах, обще­ ственно-политических акциях (митингах, демонстрациях), участие в работе ор­ ганов самоуправления на производстве и в общественно-политических органи­ зациях и т.д.) В педагогической литературе недостаточно разработаны уровни граждан­ ственности школьников и молодежи. Предложенная нами классификация носит условный, ориентировочный характер. Ее следует рассматривать лишь как по­ пытку приблизиться к этой проблеме. Мы исходили из основополагающих методологических положений о "един­ стве теории и практики", и о том, что именно "практика является критерием ис­ тины". И если признать справедливость мысли о том, что “всеобъемлющим критерием гражданской зрелости является единство слова и общественно цен­ ного дела” [324, с. 297], можно выделить следующие уровни гражданственности школьников и молодежи: 1. Нулевой уровень. Сюда относятся все невменяемые (недееспособные), люди с болезненным состоянием психики или слабоумием (олигофрены), кото­ рые не способны отдавать отчет в своих действиях или руководить ими в мо­ мент совершения опасного деяния. Лица, признанные судебно-психиатрической экспертизой невменяемыми не подлежат уголовной ответственности, и к ним применяются принудительные меры медицинского характера. 2. Низший уровень. Его показатели: отсутствие гражданственности как ин­ тегративного качества личности, т. е. отсутствие в достаточной мере нравст­ венных, правовых, политических знаний, положительных чувств, неразвитость эмоциональной сферы, и, как следствие, отсутствие гражданских поступков. Сюда относятся дети с девиантным (отклоняющимся) поведением: - дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их око­ ло 7%, т.е. 1,5 миллиона человек); - социальные сироты, месяцами ждущие очереди для помещения их в дет­ ский дом (в силу ограниченности мест в детских домах), и живущие с родителя­ ми, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвер­ гаясь физическому, психическому, сексуальному насилию; - подростки, употребляющие наркотики и токсические вещества; - подростки сексуально распущенного поведения; - подростки, совершающие противоправные действия. У части детей этой категории в той или иной мере, безусловно, могут быть и знания, и чувства, и определенное положительное отношение к тому, что ле­ жит в основе патриотизма - "стержне гражданственности": любовь к "малой Ро­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz