Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
товарищей по учебному заведению, производственному коллективу, за земля ков, за судьбу всей страны), уважительное отношение ко всем людям (уваже ние их прав и свобод), уважение к государственной власти, государственной символике; уважение к народам России и других стран, толерантность в отно шении к их обычаям, традициям, религиозным конфессиям, социальным уст ройствам, мировоззренческим позициям; честность, правдивость, доброта, принципиальность, чуткость, милосердие и т.д. 4. Способность быть истинным субъектом права: сознательное, доброволь ное выполнение законов, нормативных актов, своих обязанностей (в семье, учебном заведении, на производстве, в спортивном или творческом объедине нии), умение пользоваться и отстаивать своим права; активная жизненная по зиция (внутренняя потребность участвовать в политической жизни страны: раз личных общественно-политических кампаниях: выборах, референдумах, обще ственно-политических акциях (митингах, демонстрациях), участие в работе ор ганов самоуправления на производстве и в общественно-политических органи зациях и т.д.) В педагогической литературе недостаточно разработаны уровни граждан ственности школьников и молодежи. Предложенная нами классификация носит условный, ориентировочный характер. Ее следует рассматривать лишь как по пытку приблизиться к этой проблеме. Мы исходили из основополагающих методологических положений о "един стве теории и практики", и о том, что именно "практика является критерием ис тины". И если признать справедливость мысли о том, что “всеобъемлющим критерием гражданской зрелости является единство слова и общественно цен ного дела” [324, с. 297], можно выделить следующие уровни гражданственности школьников и молодежи: 1. Нулевой уровень. Сюда относятся все невменяемые (недееспособные), люди с болезненным состоянием психики или слабоумием (олигофрены), кото рые не способны отдавать отчет в своих действиях или руководить ими в мо мент совершения опасного деяния. Лица, признанные судебно-психиатрической экспертизой невменяемыми не подлежат уголовной ответственности, и к ним применяются принудительные меры медицинского характера. 2. Низший уровень. Его показатели: отсутствие гражданственности как ин тегративного качества личности, т. е. отсутствие в достаточной мере нравст венных, правовых, политических знаний, положительных чувств, неразвитость эмоциональной сферы, и, как следствие, отсутствие гражданских поступков. Сюда относятся дети с девиантным (отклоняющимся) поведением: - дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их око ло 7%, т.е. 1,5 миллиона человек); - социальные сироты, месяцами ждущие очереди для помещения их в дет ский дом (в силу ограниченности мест в детских домах), и живущие с родителя ми, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвер гаясь физическому, психическому, сексуальному насилию; - подростки, употребляющие наркотики и токсические вещества; - подростки сексуально распущенного поведения; - подростки, совершающие противоправные действия. У части детей этой категории в той или иной мере, безусловно, могут быть и знания, и чувства, и определенное положительное отношение к тому, что ле жит в основе патриотизма - "стержне гражданственности": любовь к "малой Ро 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz