Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

ционной России и в советское время, и серьезный анализ их педагогических возможностей использования в настоящее время; - принцип использования в гражданском воспитании школьников огромных педагогических возможностей этнопедагогики; - принцип адекватности цели, задач, содержания, средств, методов и форм гражданского воспитания школьников характеру международной обстановки, соотношению сил между ведущими мировыми державами, остроте военно­ экономических противоречий в борьбе России за свои национальные, геополи­ тические интересы; - принцип эмоционально-личностного отношения к любой деятельности, имеющей отношение к гражданскому воспитанию школьников. Критерии модели гражданского воспитания школьников: 1. Критерий научности, т. е. научная обоснованность содержания граждан­ ского воспитания, методик и технологий учебно-воспитательного процесса. Ис­ пользование последних достижений педагогики, этнопедагогики, общей, воз­ растной психологии, а также передового педагогического опыта работы лучших учителей страны и края. 2. Критерий оптимальности. Планируя цель, задачи, содержание, формы и методы работы необходимо исходить из реальных возможностей: детей, кон­ кретного ученического коллектива с определенным уровнем образованности, воспитанности, уровня сформированности; материальных возможностей шко­ лы; педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива и т. д. 3. Критерий массовости. Имеется в виду включение в практическую дея­ тельность гражданского содержания всего коллектива (класса, факультатива, клуба, творческого объединения, школы). 4. Критерий результативности: удовлетворение потребностей детей в со­ циализации, формирование гражданской активности в интересах каждой лич­ ности, гражданского общества и правового государства. 5. Критерий длительности (не менее года). Мы сделали попытку разработать критерии гражданственности шкопьников и молодежи, использование которых, на наш взгляд, может придать большую целенаправленность учебно-воспитательной работе общеобразовательных уч­ реждений и учреждений дополнительного образования. 1. Знания о "малой Родине" и Отечестве: семье, близких и дальних родст­ венниках; народном творчестве, народных праздниках, обычаях, традициях, промыслах; религиозных концепциях, религиозных праздниках; природно- географических и климатических особенностях края, его истории, борьбе с ино­ земными захватчиками, социально-экономических и экологических проблемах; земляках, прославивших "малую Родину" и всю Россию (первопроходцах края, деятелях науки и искусства, защитниках отечества) и т. д. 2. Правовые знания: знание содержания отдельных статей Конституции Российской Федерации, "Конвенции о правах ребенка", Закона РФ "Об образо­ вании", "Закона о воинской обязанности и воинской службе", знание региональ­ ных законов, отражающих социальные права и обязанности школьников и мо­ лодежи родного края, принятых областной Думой, знание органов государст­ венной власти, символов государственности (герб, флаг; гимн) и т.д. 3. Чувства и нравственные качества личности: чувство национальной гор­ дости и патриотизма, чувство собственного достоинства, гражданская ответст­ венность (за свои дела, поступки, за судьбу близких людей и родственников, 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz