Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
- принцип сочетания руководства процессом гражданского воспитания с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества; - принцип единства разумной требовательности и уважения к детям; - принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его лич ности; - сотрудничество школы, семьи, общественности; - принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий; - принцип обучения и воспитания с трудом на общую пользу; - принцип выбора оптимальных методов, форм и средств обучения и воспи тания; - принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего, обучения и вос питания. Принципы воспитания с развитием общества, обобщением инновационной опыта работы школ и отдельных выдающихся педагогов дополняются новыми принципами (т. е. основными требованиями к организации педагогической дея тельности). От некоторых, не соответствующих сегодняшнему социальному за казу, государство, наука, практика отказываются. Например, в течение многих десятилетий основополагающими принципами советской педагогики были принципы "коммунистической целенаправленности" и "связи воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства" (Ю. К. Бабанский). У И. Т. Огородникова эти "советские" принципы были сформулированы в несколько иной редакции: "принцип коммунистической идейности, партийно сти воспитания" и "принцип единства воспитания, коммунистического сознания и поведения". Нам думается, целесообразно в силу важности и для каждого ребенка и в целом всего нашего государства формирования гражданственности школь ников выделить некоторые специфические принципы, основополагающие по ложения, учет которых может способствовать гражданскому воспитанию детей: - принцип единства в процессе гражданского воспитания содержания фе дерального, регионально и школьного компонентов образования; - принцип единства патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспитания школьников и молодежи; - принцип единства усилий светской и православной педагогики, шкалы и церкви, направленных на гражданское воспитание детей; - принцип направленности деятельности по гражданскому воспитанию на практические, общественно значимые дела: поиск погибших защитников Отечества, шефство над ветеранами войны и труда, инвалидами, установление памятных знаков и мемориальных досок на местах, где сражались земляки, создание школьных музеев разных профилей и т. д.; - принцип использования в работе семейных архивов ближних и дальних родственников (составление родословной, передача ксерокопий наиболее цен ных документов в школьные и государственные музеи, архивы и т. д.), пригла шение родителей на все значимые воспитательные мероприятия по граждан скому воспитанию и т. д.; - принцип преемственности и сохранение традиций в процессе гражданско го воспитания школьников, бережное отношение к тем формам и средствам гражданского воспитания, которые хорошо себя зарекомендовали в дореволю 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz