Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

сами себе, учителю определенные нравственные требования и стремятся их выполнять, т. е. формируют сознательную дисциплину - один из важных эле­ ментов правового поведения. 2. Серьезная кропотливая "инвентаризация" материально-технической и "духовной” базы школы: анализ предметов учебного плана и факультативных курсов, имеющих потенциальные возможности в гражданском образовании и воспитании детей (устранение дублирования материала, устранение устарев­ шего и ошибочного, установление межпредметных связей и т. д.); знакомство с фондами школьной библиотеки (учебно-методической, художественной, крае­ ведческой литературой, наглядность и т.д.); привлечение к работе преподава­ телей других дисциплин, работников школы, родителей, которые в силу жиз­ ненных обстоятельств или своих профессий являются носителями интересной, важной информации для разработки содержания гражданского воспитания школьников. 3. Специальное планирование учебно-воспитательной работы по граждан­ скому воспитанию (урочной, внеклассной, внешкольной). 4. Проведение на базе школы открытых мероприятий, семинаров, конфе­ ренций с участием учителей, школьников, родителей, представителей государ­ ственных и общественных организаций с целью обмена, обобщения опыта, внедрения новых форм, методик, технологий работы. К принципам гражданского образования школьников, на наш взгляд, отно­ сятся и общие педагогические принципы, на которых основывается весь про­ цесс воспитания и обучения, и специфические, в первую очередь характерные для гражданского воспитания. Общепедагогические принципы; - Принцип научности. Он предполагает овладение учителями, воспитате­ лями, работниками дополнительного образования современной методологией; знание на теоретическом уровне с современных позиций важнейших понятий гражданственность, гражданское общество, гражданство, гражданин, патрио­ тизм, национализм, нацизм, великодержавный шовинизм, фашизм, националь­ ное самосознание, интернациональное воспитание, поликультурное воспита­ ние, общечеловеческие ценности и т. д.; знакомство с передовым и новатор­ ским опытом гражданского воспитания в нашей стране и за рубежом; овладе­ ние умениями и навыками практического применения современных методик и технологией; достижение каждым воспитателем и учителем высокого уровня педагогического мастерства; - принцип комплексного подхода в гражданском воспитании, который пред­ полагает единство урочной и внеурочной, внеклассной и внешкольной деятель­ ности; единство усилий школы, семьи, государственных и общественных орга­ низаций (музеев, военкоматов, воинских частей, ветеранских и поисковых организаций); - принцип гуманистической направленности процесса гражданского воспи­ тания; - принцип последовательности и систематичности; - принцип сознательности и активности; - принцип наглядности; - принцип связи с жизнью, учет региональных особенностей; - принцип воспитания и обучения в коллективе; 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz