Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

разного возраста, уровня развития, интересов посмотреть на гражданское вос­ питание школьников с точки зрения поиска условий, путей, средств повышения эффективности этой работы. Наша модель гражданского воспитания школьников имеет следующие ком­ поненты: цель, задачи, принципы, критерии, уровни, структуру готовности учи­ теля к системе гражданского воспитания, содержание. Цель гражданского воспитания - включение и подготовка детей к жизни в гражданском обществе в качестве субъектов права, способных к сохранению и развитию правовых основ общества. Гражданственность как сложное интегративное свойство личности форми­ руется в самой различной деятельности всю человеческую жизнь под влиянием самых разнообразных факторов. Микросреда школы, класс - важный, но дале­ ко не единственный элемент социума. Мы хорошо понимаем, что в конечном итоге школьные учебно-воспитательные возможности опосредованно детерми­ нированы характером социально-экономических отношений, уровнем жизни на­ селения страны, правовыми отношениями в обществе. Наивно думать, что в обществе, где царит экономический и правовой беспредел, можно воспитать правовое сознание и правовое поведение Поэтому, на наш взгляд, в модели гражданского образования следует вы­ делять стратегические задачи, которые решаются в целом в стране и на кото­ рые учитель может оказывать лишь пассивное влияние как один из десятков миллионов граждан России и - тактические, педагогические задачи, связанные с конкретным целенаправленным взаимодействием с учеником или учениче­ ским коллективом. В этом случае результат деятельности определяется педа­ гогическим мастерством учителя. К стратегическим задачам относятся следующие: 1 Создание социально-экономических и политических условий для станов­ ления гражданского общества в России (рост благосостояния всего населения и как результат появление "среднего класса", не зависимого от государства и ра­ ботодателя, способного с помощью профессиональных адвокатов отстаивать свои права; прекращение конфликтов на этнической и религиозной почве; предсказуемость внутренней и внешней политики государства и т. д.). 2. Принятие необходимых, хорошо продуманных законов, однозначно регу­ лирующих все сферы жизнедеятельности человека и государства. 3 Признание гражданского воспитания приоритетным направлением идео­ логической работы государства, политических партий и отражение этого подхо­ да в Уставах и программных документах. 4. Всемерное повышение статуса "гражданина России", а также государст­ венных атрибутов и символов: гимна, герба, флага во всех школьных и вузов­ ских заведениях страны. 5. Серьезное изучение европейского и американского опыта гражданского образования и воспитания школьников и осторожное, корректное использова­ ние его на "российской почве". К тактическим задачам гражданского образования, которые решает сам учитель, относятся: 1. Создание "правового пространства" там, где учатся, живут, общаются школьники. С этой целью разрабатываются, обсуждаются и единогласно доб­ ровольно принимаются специальные самодеятельные Уставы, Положения и другие правовые документы, в которых дети с помощью учителя предъявляют 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz