Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

Признавая патриотизм сердцевиной, стрежнем гражданственности, мы ви­ дим и его ограниченность. Любить Отечество недостаточно. Его надо еще и уметь защищать, в том числе самыми современными военными средствами. Отсюда возникает необходимость заниматься не только патриотическим, но и военно-патриотическим воспитанием школьников и молодежи, так как несмотря на потепление международных отношений и окончание периода "холодной войны" между великими державами, признанием общечеловеческих ценностей, которыми необходимо руководствоваться в отношениях между государствами, все великие державы имеют свои геополитические интересы и нужен баланс военных сил, в том числе ядерных, который позволяет сохранять на земле мир. Трагические события на Кавказе, ожесточенная борьба с международным терроризмом снова сделали актуальной проблему военно-патриотического воспитания школьников и молодежи. К защите новой, демократической России нужно готовить граждан уже в школе и психологически, и физически, давая де­ тям хорошую начальную военно-техническую подготовку. В то же время - гражданственность как сложное интегративное качество личности, неотделимо от правовой культуры школьников и молодежи, умения быть законопослушными гражданами общества, которые в любой сфере жиз­ недеятельности соблюдают законы и сознательную дисциплину. Этого можно достигнуть только в процессе правового воспитания подрас­ тающего поколения. Наконец, в любой многонациональной стране, а именно такой является Россия, интернациональное воспитание - как органическая часть гражданского воспитания - необходимое условие существования такого государства и источ­ ник его успешного развития. Значительное место в диссертации занимают вопросы теории и методоло­ гии гражданского воспитания. Логика исследования ставила перед нами задачу разработать "Вариатив­ ную модель гражданского образования школьников (для школ Кольского края)". Разрабатывая концепцию и модель гражданского образования школьников Кольского края, мы учитывали следующие факторы: - во-первых, опыт разработки таких моделей другими исследователями (в Псковской, Ульяновской областях и Красноярском крае); - во-вторых, региональные особенности Кольской земли (географические, климатические, природные, культурно-исторические, ментальность народов Крайнего Севера, а также многочисленные традиции и передовой педагогиче­ ский опыт работы заполярных школ, которые всегда отличались в советской России высоким уровнем учебно-воспитательной деятельности; - в-третьих, в исследовании широко использовался и свой 37-летний опыт работы по гражданскому воспитанию школьников в обычной средней школе № 10 г. Мурманска, где диссертант преподавал следующие учебные дисципли­ ны: "Историю СССР", "Новейшую историю", "Обществоведение", "Основы со­ ветского государства и права"; вел несколько факультативных краеведческих курсов (традиционный и экспериментальный (авторский); руководил созданным школьным краеведческим музеем и поисковой работой школы, а последнее де­ сятилетие вел курс "Отечественная история" (в старших классах) и региональ­ ный авторский курс "История родного края" (5-е классы). Многогранная по формам и содержанию педагогическая деятельность по­ зволила через призму урочной, внеурочной и внешкольной работы с детьми 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz