Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

россиян в целом и северян в частности; опора на поморские народные тради­ ции в вузе и в школе - придают процессу гражданского воспитания школьников новые динамические черты. Для практической воспитательной работы мы сформировали следующее определение гражданского воспитания: "Гражданское воспитание школьников - целенаправленная комплексная система учебной, внеучебной многоплановой созидательно-творческой деятельности, в которую на добровольных началах, за счет педагогического мастерства, увлеченности и убежденности организато­ ров привлекаются школьники разного возраста. Эта система включает в себя в органическом единстве патриотическое, военно-патриотическое и интернацио­ нальное воспитание в соответствии с конкретными задачами, решаемыми об­ ществом, государством и школой на определенном этапе своего развития"1. В ряде педагогических изданий и документов понятие "гражданское воспи­ тание" дается в связке с патриотическим воспитанием, например, в Законе РФ "Об образовании" мы читаем: ''...воспитание гражданственности и любви к Ро­ дине"2. На наш взгляд, во-первых, понятие "гражданственность" шире, так как включает в себя и патриотизм (любовь к Родине). Во-вторых, выделение четы­ рех основных •направлений гражданского воспитания школьников позволяет убедительнее и нагляднее раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость патрио­ тического, военно-патриотического, правового и интернационального воспита­ ния. В реальном, правильно организованном педагогическом процессе они вы­ ступают как единое целое. Исходя из такого же подхода мы и будем анализиро­ вать каждое направление гражданского воспитания школьников. Об этом пишет академик Б. Т. Лихачев: "Стержнем всего гражданского вос­ питания является патриотизм и интернационализм"3. Ученый не разделяет в педагогическом процессе понятия гражданственность, патриотизм и интерна­ ционализм. В. М. Коротов считает, что можно обозначить краткую характеристику ос­ новных и общих для всех людей, независимо от пола и национальности, воз­ раста и принадлежности к той или иной социальной группе, социальных ролей, которые осваивает ученик в школе. "Мы можем утверждать, - пишет он, - каж­ дый человек в каждый момент его жизни является одновременно семьянином, учеником, тружеником, гражданином, ценителем и творцом прекрасного, побор­ ником здорового образа жизни"4. Социальную роль гражданина В. М. Коротов наполняет следующим содержанием: "Патриот, гуманист. Знает и соблюдает законы и правила общежития, активно участвует в школьном самоуправлении, в общественной жизни страны. Бережет природу, личное и общественное иму­ щество. Терпим к инакомыслию. Хорошо знает историю России и родного края. Повышает свою политическую и общую культуру. Сочетает туризм с краеведе­ нием"5. Из этого положения однозначно можно делать два вывода: во-первых, уче­ ный тоже считает, что понятие "гражданин" более широкое, чем патриот, во- вторых, формирование гражданственности связано и с правовым воспитанием. 1 Дранишников В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики. Мурманск: МГПИ, 1997. С. 74. г Закон РФ "Об Образовании". Мурманск: НМЦ, 1992. С. 4. ’ Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2000. С. 297. 4Коротов В. М. Введение в педагогику. М.: Изд-во УРАО, 1999. С. 156. 4Там же. С. 155. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz