Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

Предложенная технология гражданского воспитания может быть использо­ вана в практической деятельности вузов, общеобразовательных школах, шко­ лах-гимназиях, лицеях. Теоретические выводы и практические материалы исследования могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров, для подготовки учебных пособий для школы и педагогических вузов по теории и истории педа­ гогики. Существенную помощь в исследовательской работе оказала общественная деятельность диссертанта (получение необходимой информации, помощь в ор­ ганизации экспериментальной работы и т. д.): член межведомственного совета по руководству школьными музеями Мурманской области, куратор "Музея на­ родного образования Кольского края", член редколлегии "Книги памяти (1941- 1945 гг.) по Мурманской области, руководитель студенческой группы "Поиск". Являясь членом Оргкомитета Мурманского отделения Международной Ас­ социации "Диалог культур” принимал участие в организации и дискуссиях "Круг­ лого стола" на тему "Проблемы культуры этносов Кольского Заполярья", прохо­ дивших по плану подготовки Международного конгресса "Современная цивили­ зация и традиционные культуры: проблемы, противоречия, взаимосвязи" (13-16 октября 1998). СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения, выводов, библиографии и приложе­ ния. Во введении раскрывается актуальность исследования, определяется объект предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, представляет­ ся его научная новизна, практическая значимость, основные положения, выно­ симые на защиту, результаты апробации и внедрения. В первой главе "Теоретико-методологические основы гражданского воспи­ тания школьников (теория и практика" анализируется опыт зарубежной и отече­ ственной педагогики о месте и цели гражданского воспитания детей, о его роли в развитии и формировании личности человека: Аристотеля, Платона, Я. А. Ко- менского, Дж. Локка, Э. Роттердамского, Ж. Ж. Руссо, К. Кершенштейнера, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Д. И. Писарева, Н. Г. Шелгунова, К. Д. Ушин- ского, И. А. Ильина; советских ученых Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, А. В. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, В. И. Лутиванова, А. Ф. Никитина, Н. И. Элиасберг и др. Подробно анализируются методологические основы гражданского воспита­ ния школьников, различные подходы к его сущности; рассматриваются источ­ ники патриотического воспитания, проблемы военно-патриотического, правово­ го и интернационального воспитания. Впервые в отечественной педагогике гражданское воспитание рассматри­ вается в единстве 4-х основных направлений воспитательной работы - патрио­ тического, военно-патриотического, правового и интернационального воспита­ ния с учетом специфики национально-регионального содержания образования Кольского Севера с позиций общечеловеческих ценностей, с учетом традиций русской педагогики и этнопедагогики, отражающих национальный менталитет 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz