Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

учебно-методического комплекса государственного стандарта исторического образования для школ Мурманской области", "Концепции исторического обра­ зования для школ Мурманской области", участвовал в работе всех конферен­ ций. которые проходили в нашем крае, связанных с проблемами национально­ регионального компонента исторического образования. Автор сам апробировал научно-методический комплекс (программу курса, учебное пособие для школьников, учебное пособие для преподавателей исто­ рии), работая учителем истории в СШ № 53 г. Мурманска. В это же время раз­ рабатывалась программа опытно-экспериментальной работы на базе ряда мурманских школ. На третьем этапе (1996-1999 гг.) продолжался констатирующий и форми­ рующий эксперименты в естественных условиях учебного процесса на базе СШ № 53, 49, 24 и начальной школы № 60 г. Мурманска. Педагогический класс с экспериментальной программой, которая включала не только традиционные вопросы по предметам психолого-педагогического цикла, но и вопросы этнопе- дагогики саамов и поморов, религиозные источники, изучение опыта работы учителей Кольского края на разных этапах его исторического развития. Четвертый, обобщающий этап (с 2000 г. по настоящее время) связан с сис­ тематизацией и обобщением результатов исследования, с корректировкой и уточнением теоретических и методических положений исследования, провер­ кой отдельных данных и уточнением выводов исследования с помощью при­ влечения большой фуппы молодых учителей, а также студентов МГПИ в про­ цессе прохождения учебно-воспитательной практики в школах Кольского края. В этот период были также проведены констатирующий и формирующий эксперименты по выявлению педагогических возможностей гражданского вос­ питания школьников на уроках истории в 5-х классах в процессе проведения авторского регионального курса "История Кольского края". АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в школах № 23, 24, 39, 53, 60 г. Мурманска, в ряде школ области, в процессе преподавательской деятельно­ сти в Мурманском педагогическом институте в ходе ведения курса "Педагогиче­ ские теории и системы", спецкурсов "Гражданское воспитание школьников", "Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики". Значительная экспериментальная работа велась на занятиях авторского педкласса со школьниками 15-й и 10-й средних школ г. Мурманска. Разработанные концепции, положения, выводы многократно обсуждались и получили одобрение на традиционных научно-практических конференциях в Мурманском педагогическом институте, в Мурманском областном институте по­ вышения квалификации работников образования, на заседаниях кафедры пе­ дагогики (1998, 1999 гг.), кафедры педагогического проектирования и образова­ тельных технологий (2001, 2002 гг.) Мурманского педагогического института. Результаты исследования освещались в материалах международных, рес­ публиканских, региональных, областных и городских научных конференций, на­ учных проектах, публикациях в международных сборниках, в учебных пособиях для студентов. Результатом теоретического осмысления проделанной работы стало издание монографии "Гражданское воспитание школьников: педагогиче­ ские возможности использования национально-регионального компонента со­ держания образования в гражданском воспитании школьников (2000 г., 16 п.л ). 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz