Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

года со студентами и преподавателями кафедр педагогики и отечественной ис­ тории Мурманского пединститута. Поисковая работа стимулировала создание краеведческого факультатива с экспериментальной программой, который бы не только давал ученикам знания по истории Кольского края, но и готовил к поисковой, музееведческой деятель­ ности. Более двадцати лет ряд учителей Мурманска и области работали по программе этого факультатива. В 1970 году был создан комплексный краеведческий музей, неоднократный победитель областных и республиканских конкурсов школьных музеев, участ­ ник ВДНХ. В 1984 году музей был переведен в МГПИ, а в 1995 году сменил профиль и стал музеем "История народного образования Кольского края” (при этом сохранив весь основной и вспомогательный фонд бывшего школьного му­ зея). Большое место в краеведческой работе занимал поиск по письмам ветера­ нов войны, погибших защитников Кольской земли. В результате одного из поис­ ков было найдено заброшенное полковое кладбище воинов 10-й гвардейской дивизии, защищавшей город Мурманск. Были восстановлены имена погибших, найдены родственники, поставлен памятник. Над захоронением по сегодняш­ ний день шефствуют школьники 10-й школы города Мурманска и студенты МГПИ. Работа над докторской диссертацией началась после выхода в 1992 году "Закона РФ об образовании", который стимулировал научную деятельность, помог сформулировать тему исследования, т. к. в Законе одним из принципов государственной политики в области образования был провозглашен принцип "гражданственности и любви к Родине", а также впервые государственный об­ разовательный стандарт стал включать не только федеральный, но и нацио­ нально-региональный компонент содержания образования. Она явилась логи­ ческим продолжением многолетней краеведческой работы. Исследование проводилось с 1992 по 2002 гг. и включало несколько взаи­ мосвязанных этапов: Первый этап (1992-1994 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической, философской, социологической, этнопедагогической, краеведческой, религиоз­ ной, медицинской литературы по проблеме исследования. С позиций совре­ менной концепции воспитания анализировались Конституция, законы, норма- тивно-методические документы по школе и системе образования, выявлялось современное состояние проблемы, разрабатывалась теоретико-методо­ логическая основа концепции исследования, а также методики исследования. Большое внимание уделялось обобщению массового, передового и нова­ торского опыта гражданского воспитания в школах Мурманской области, в МГПИ, а также в других регионах страны. Полученная информация позволила вникнуть в сущность существующих проблем, вскрыть противоречия, недостат­ ки и их причины, определить пути, условия, средства, методику и технологию активизации процесса гражданского воспитания школьников. Второй этап (1994-1996 гг.). На этом этапе разрабатывалась программа ис­ следования, ее теоретические основы, методика изучения уровней гражданст­ венности школьников и студентов. Были окончательно определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования. В этот период совместно с ра­ ботниками Мурманского УНО, ИУУ, преподавателями кафедры Отечественной истории МГПИ принимал участие в разработке "Календарного плана-сметы 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz