Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

6. Преподавание региональных курсов "История Кольского края" и "Мой Мурманск" оказывает существенное влияние на формирование гражданствен­ ности школьников, способствует формированию нравственных идеалов, стиму­ лирует желание совершать нравственные поступки, создает благоприятные ус­ ловия для сотрудничества в познавательной деятельности детей, учителей, родителей. 7. Единство духовно-патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспитания - необходимое условие результативности гра­ жданского воспитания школьников. 8. Процесс формирования гражданственности школьников обусловлен взаимодействием двух факторов: процессом реализации потребности личности в познании и самопознании, в деятельности, общении и самореализации, в це- леполагании и самопроектировании, с одной стороны, и процессом, обуслов­ ленным возможностями и осознанием общества (семьи, школы, внешкольных образовательных учреждений, государством в целом) важности этой задачи, т. к. в конечном счете уровень гражданского воспитания детерминирован сис­ темой ценностей общества, уровнем его общей культуры и национальным са­ мосознанием каждой нации и народности многонационального государства. 9. Духовно-культурное развитие школьников и молодежи - основа форми­ рования национального самосознания и одно из средств формирования граж­ данственности; 10. Одним из условий формирования гражданственности школьников явля­ ется широкое использование в урочной и внеурочной познавательной деятель­ ности религиозных источников, которые несут большой духовно-нравст-венный потенциал и создают почву для гражданского воспитания школьников. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ научных положений, результа­ тов и выводов исследования обеспечивается: опорой на методологию теории ценностей в определении исходных поло­ жений, синтезом философских и психолого-педагогических подходов в обосно­ вании ведущих идей исследования; соблюдением требований историко-диалектического, сравнительно- типологического, системного анализа конкретных проблем на всех этапах ис­ следования; наличием многообразного фактического материала исследования, почерп­ нутого из научных, нормативно-правовых, архивных источников, а также из ре­ ально функционирующей в настоящий момент практики гражданского воспитания школьников и молодежи, непосредственно наблюдаемых диссертантом в есте­ ственных условиях и в процессе проведения педагогического эксперимента; применением методов и методик, адекватных целям, задачам, гипотезе, и широкой опытно-экспериментальной работой в школах города Мурманска и области, в Мурманском государственном педагогическом институте на базе му­ зея "История народного образования Кольского края", показавшей правомер­ ность положений разработанной концепции, репрезентативностью исследова­ ния учебно-воспитательной практикой гражданского воспитания школьников. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование - итог многолетней научно- методической, поисковой и экспериментальной краеведческой деятельности соискателя: с 1966 года в процессе сотрудничества со школьниками и учителя­ ми СШ № 10 г. Мурманска, где преподавал отечественную историю, а с 1978 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz