Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

сделана попытка определить принципы взаимодействия национальных и региональных интересов в целостном процессе гражданского воспитания школьников. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что оно обогащает учебно-воспитательную работу школ, педагогических колледжей и вузов новыми идеями, методиками, технологиями. Содержание работы может служить материалом для спецкурсов, спецпрактикумов в педагогических кол­ леджах и институтах, а также в системе повышения квалификации преподава­ телей истории, классных руководителей, воспитателей, руководителей школ, в учреждениях дополнительного образования. Авторским научно-методическим комплексом по изучению истории Кольско­ го края на ранних этапах обучения детей учителя 5-х классов Мурманской об­ ласти пользуются с 1994 года, учителя начальной школы - с 1997 года после издания регионального учебного пособия "Мой Мурманск" (руководителем ав­ торского коллектива был диссертант). Теоретические выводы исследования проблемы активизации гражданского воспитания школьников на основе национально-регионального компонента со­ держания образования могут быть использованы в других регионах России. На защиту выносятся следующие положения концепции активизации про­ цесса формирования гражданского воспитания школьников: 1. Результативность содержания гражданского воспитания обусловлена двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми факторами: объективным - раз­ работкой научно обоснованного содержания гражданского образования, кото­ рое акцентируется в государственной и региональной политике, ставящей сво­ ей целью гармонизацию личностных интересов и запросов детей; националь­ ных и региональных интересов, с учетом общечеловеческих ценностей и миро­ вого опыта воспитания; и субъективным фактором - психологической научно- методической подготовкой, уровнем педагогического мастерства учителей, вос­ питателей, занимающихся этой деятельностью. 2. Модель гражданского воспитания школьников Кольского Севера основы­ вается на единстве федерального, регионального и школьного компонентов со­ держания образования. Она учитывает географические, социально- экономические, этнографические условия среды, положительный опыт граж­ данского воспитания советской школы, ментальность россиян, живущих на Крайнем Севере, и выступает структурным звеном в региональной системе об­ разования. Важным элементом данной модели гражданского воспитания школьников является ее вариативность (в содержании, методах, формах) и обязательное сотрудничество с родителями учеников, использование воспитательных воз­ можностей семей (особенно родителей, имеющих военные профессии, работ­ ников правоохранительных органов, суда, прокуратуры). 3. Национально-региональный компонент содержания исторического обра­ зования создает объективные предпосылки и является одним из необходимых условий формирования гражданственности школьников; 4. Критерии, показатели, уровни гражданского воспитания школьников; структура готовности учителя к системе гражданского воспитания школьников 5. Изучение истории Кольского края на ранних этапах обучения (в началь­ ной школе, в 5-х классах) - важный путь формирования гражданственности школьников. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz