Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
сделана попытка определить принципы взаимодействия национальных и региональных интересов в целостном процессе гражданского воспитания школьников. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что оно обогащает учебно-воспитательную работу школ, педагогических колледжей и вузов новыми идеями, методиками, технологиями. Содержание работы может служить материалом для спецкурсов, спецпрактикумов в педагогических кол леджах и институтах, а также в системе повышения квалификации преподава телей истории, классных руководителей, воспитателей, руководителей школ, в учреждениях дополнительного образования. Авторским научно-методическим комплексом по изучению истории Кольско го края на ранних этапах обучения детей учителя 5-х классов Мурманской об ласти пользуются с 1994 года, учителя начальной школы - с 1997 года после издания регионального учебного пособия "Мой Мурманск" (руководителем ав торского коллектива был диссертант). Теоретические выводы исследования проблемы активизации гражданского воспитания школьников на основе национально-регионального компонента со держания образования могут быть использованы в других регионах России. На защиту выносятся следующие положения концепции активизации про цесса формирования гражданского воспитания школьников: 1. Результативность содержания гражданского воспитания обусловлена двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми факторами: объективным - раз работкой научно обоснованного содержания гражданского образования, кото рое акцентируется в государственной и региональной политике, ставящей сво ей целью гармонизацию личностных интересов и запросов детей; националь ных и региональных интересов, с учетом общечеловеческих ценностей и миро вого опыта воспитания; и субъективным фактором - психологической научно- методической подготовкой, уровнем педагогического мастерства учителей, вос питателей, занимающихся этой деятельностью. 2. Модель гражданского воспитания школьников Кольского Севера основы вается на единстве федерального, регионального и школьного компонентов со держания образования. Она учитывает географические, социально- экономические, этнографические условия среды, положительный опыт граж данского воспитания советской школы, ментальность россиян, живущих на Крайнем Севере, и выступает структурным звеном в региональной системе об разования. Важным элементом данной модели гражданского воспитания школьников является ее вариативность (в содержании, методах, формах) и обязательное сотрудничество с родителями учеников, использование воспитательных воз можностей семей (особенно родителей, имеющих военные профессии, работ ников правоохранительных органов, суда, прокуратуры). 3. Национально-региональный компонент содержания исторического обра зования создает объективные предпосылки и является одним из необходимых условий формирования гражданственности школьников; 4. Критерии, показатели, уровни гражданского воспитания школьников; структура готовности учителя к системе гражданского воспитания школьников 5. Изучение истории Кольского края на ранних этапах обучения (в началь ной школе, в 5-х классах) - важный путь формирования гражданственности школьников. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz