Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

в уточнении понятийно-терминологического аппарата исследования, вклю­ чающего "патриотизм", "гражданственность", "право", "национализм", "духовные ценности", "ментальность", "национальная школа", "школьное краеведение", "школьный музей"; "поликультурное воспитание", "диалог культур", "мульти- культурное воспитание". в характеристике теоретико-методологических основ гражданского воспи­ тания в дореволюционной, советской и постсоветской России; в научном обосновании и разработке педагогических технологий осуществ­ ления гражданского воспитания; в теоретическом обосновании и разработке вариативной модели научно- методического комплекса гражданского образования в средней общеобразова­ тельной школе Кольского края, позволяющей создать условия для активизации процесса формирования гражданственности школьников, ориентирующей де­ тей на духовно значимые ценности общества, которые они открывают на осно­ ве национально-регионального компонента содержания образования, с помо­ щью новых форм и средств воспитания, стимулирующих развитие и саморазви­ тие личности; введение в научный оборот неизвестных, малоизвестных исторических ма­ териалов, документов, архивных источников, касающихся проблем гражданско­ го воспитания в школах России; специфики исторического и культурного разви­ тия народов Кольского Севера, их духовного взаимообогащения; впервые гражданское воспитание рассматривается как единство и взаимо­ действие патриотического, военно-патриотического, правового и интернацио­ нального воспитания; расширена источниковедческая база исследования: используются не толь­ ко работы выдающихся русских религиозных философов, но и современных религиозных философов, педагогов, выдающихся деятелей православной церкви, а также труды зарубежных ученых Скандинавских стран; изданы и экспериментальным путем апробированы научно-методические комплексы (авторские программы и объяснительные записки, учебные пособия для школьников по региональным курсам "История Кольского края" (5-е клас­ сы), "Этих дней не смолкнет слава" (учебное пособие по истории Великой Оте­ чественной войны на Кольском Севере для учащихся 5-7-х классов, в соавтор­ стве), "Мой Мурманск" (для учащихся начальной школы, в соавторстве), выяв­ лены их педагогические возможности в формировании гражданственности школьников; экспериментальным путем выявлены педагогические возможности интегри­ рованного краеведческого факультатива "синтетического” содержания, который не только дает школьникам знания по истории Кольского края, школьному му­ зееведению, источниковедению, туризму, но прежде всего создает условия для успешного формирования гражданственности школьников в процессе поиско­ вой краеведческой деятельности; были выявлены возможности комплексного школьного краеведческого му­ зея в системе гражданского воспитания, разработаны критерии и показатели его деятельности; выявлен и обобщен передовой, педагогический опыт гражданского воспита­ ния школьников г. Мурманска и Мурманской области, обусловленный регио­ нальными особенностями Кольского края; 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz