Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
в уточнении понятийно-терминологического аппарата исследования, вклю чающего "патриотизм", "гражданственность", "право", "национализм", "духовные ценности", "ментальность", "национальная школа", "школьное краеведение", "школьный музей"; "поликультурное воспитание", "диалог культур", "мульти- культурное воспитание". в характеристике теоретико-методологических основ гражданского воспи тания в дореволюционной, советской и постсоветской России; в научном обосновании и разработке педагогических технологий осуществ ления гражданского воспитания; в теоретическом обосновании и разработке вариативной модели научно- методического комплекса гражданского образования в средней общеобразова тельной школе Кольского края, позволяющей создать условия для активизации процесса формирования гражданственности школьников, ориентирующей де тей на духовно значимые ценности общества, которые они открывают на осно ве национально-регионального компонента содержания образования, с помо щью новых форм и средств воспитания, стимулирующих развитие и саморазви тие личности; введение в научный оборот неизвестных, малоизвестных исторических ма териалов, документов, архивных источников, касающихся проблем гражданско го воспитания в школах России; специфики исторического и культурного разви тия народов Кольского Севера, их духовного взаимообогащения; впервые гражданское воспитание рассматривается как единство и взаимо действие патриотического, военно-патриотического, правового и интернацио нального воспитания; расширена источниковедческая база исследования: используются не толь ко работы выдающихся русских религиозных философов, но и современных религиозных философов, педагогов, выдающихся деятелей православной церкви, а также труды зарубежных ученых Скандинавских стран; изданы и экспериментальным путем апробированы научно-методические комплексы (авторские программы и объяснительные записки, учебные пособия для школьников по региональным курсам "История Кольского края" (5-е клас сы), "Этих дней не смолкнет слава" (учебное пособие по истории Великой Оте чественной войны на Кольском Севере для учащихся 5-7-х классов, в соавтор стве), "Мой Мурманск" (для учащихся начальной школы, в соавторстве), выяв лены их педагогические возможности в формировании гражданственности школьников; экспериментальным путем выявлены педагогические возможности интегри рованного краеведческого факультатива "синтетического” содержания, который не только дает школьникам знания по истории Кольского края, школьному му зееведению, источниковедению, туризму, но прежде всего создает условия для успешного формирования гражданственности школьников в процессе поиско вой краеведческой деятельности; были выявлены возможности комплексного школьного краеведческого му зея в системе гражданского воспитания, разработаны критерии и показатели его деятельности; выявлен и обобщен передовой, педагогический опыт гражданского воспита ния школьников г. Мурманска и Мурманской области, обусловленный регио нальными особенностями Кольского края; 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz