Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

Большой интерес для светской педагогики и темы нашего исследования представляют труды религиозных педагогов, опирающихся на библейские ис­ точники и раскрывающих свой богатый практический опыт религиозного обра­ зования детей. Это работы В. В. Зеньковского, митрополита Амфилохия (Радовича), диа­ кона А. Кураева, иеромонаха Серафима, протоиереев М. Дронова, В. Воробье­ ва, А. Владимирова, Г. Каледы, В. Кречетова, Б. Ничипорова, К. Островского, B. Свешникова, Д. Смирнова, Н. Соколова, А. Уминского, Е. Шестуна, бакалавра теологии Л. В. Суровой и др. В основе исследования лежат идеи современных философов, педагогов, психологов А. Г. Асмолова, В. С. Библера, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревсаюй, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ф. Б. Горелика, В. Громыко, Э. Н. Днепрова, Э. В. Ильенкова, Т. Н. Каптан, В. А. Караковского, А. В. Кирякова, М. Н. Конжие- ва, Б. Т. Лихачева, Д. С. Лихачева, А. В. Мудрика, А. Ф. Никитина, И. Ф. Поляко­ вой, 3. И. Равкина, Р. М. Рогачева, Л. В. Рощина, М. Н. Свердлина, А. Д. Солда- тенкова, Г. Н. Филонова, Ш. Ш. Хайрулина, Н. Е. Щурковой и др., труды которых дают большой материал для творческого осмысления таких сложных понятий, как народность, национальная идея, национальная гордость, национальное достоинство, духовность, духовные потребности, российский менталитет и др. Были проанализированы исследования ученых И. В. Бестужева-Лады, Т. И. Власовой, Г. П. Выжлевцева, О. И. Даниленко, Н. С. Гордиенко, А. С. За- песовского, С. Н. Иконниковой, В. П. Коблякова, В. В. Лапицкого, А. П. Маркова, C. И. Маслова, Г. Н. Москвиной, Н. Д. Никандрова, В. Н. Орлова, В. Ф. Рябова, В. Н. Сагатовского, В. В. Селиванова, В. Е. Семенова, В. С. Собкина, Н. И. Уша­ кова, В. Д. Шадрикова, В. В. Шаринова, Н. Е. Щурковой и др., посвященные про­ блемам формирования духовно-культурных ценностей школьников и молодежи. Критическому анализу был подвергнут ряд марксистских положений за классовый подход к проблеме гражданского воспитания выдающихся деятелей советского государства В. И. Ленина, Н. К. Крупской, М. И. Калинина, а также ряд партийных документов по народному образованию; с позиций общечелове­ ческих ценностей были рассмотрены некоторые педагогические работы та­ лантливых советских ученых-педагогов А. С. Макаренко, А. В. Сухомлинского. Интересную информацию дал анализ учебных пособий и учебников по педаго­ гике, написанных в 60-90-х годах Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной, И. Т. Огородни­ ковым, И. Ф. Харламовым, И. П. Подласовым, пособий по педагогике под ре­ дакцией Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого, курс лекций Б. Т. Лихачева. На основе анализа этого материала и результатов формирующего экспе­ римента представляется возможным наметить альтернативные пути для со­ временной практики гражданского воспитания школьников, избегая старых ошибок и просчетов (формализма, классового подхода, авторитарного стиля общения с детьми, увлечения массовыми мероприятиями в ущерб индивиду­ альной работе и др.). НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается: в осмыслении социально-экономических, политических, педагогических предпосылок формирования важнейшего интегративного качества личности - гражданственности - и выявлении условий, путей, средств активизации граж­ данского воспитания школьников с помощью национально-регионального ком­ понента содержания образования; 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz