Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

ное, учебных планов, программ, нормативно-правовых документов системы об­ разования, написание и издание учебных пособий, содержание которых отра­ жает задачи исследования; историко-логический анализ архивных материалов (фонды ГАМО, Мурманского областного краеведческого музея, музея народно­ го образования Кольского края); 2) эмпирические: изучение, обобщение, анализ передового педагогического опыта гражданского воспитания школьников, анкетирование, интервьюирова­ ние (руководителей поисковых групп и поисковиков, учителей, ведущих крае­ ведческие курсы и факультативы), многолетнее педагогическое наблюдение, проведение констатирующего и формирующего экспериментов в процессе ор­ ганизации деятельности интегрированного краеведческого факультатива и ап­ робирования авторских учебных пособий "Мой Мурманск" (начальная школа), "История родного края" (5-е классы), метод экспертных оценок, анализ резуль­ татов детского творчества, методы статистической обработки результатов ис­ следования. Раскрывая теоретические вопросы патриотического, военно- патриотического, правового и интернационального воспитания школьников, диссертант использовал и материалы истории развития народного образования Кольского края (архивные источники, региональную литературу, материалы из фондов областного краеведческого музея и музея народного образования Кольского края). В качестве исходных положений в исследовании о гражданском воспитании школьников был использован комплекс научных идей, разработанных великими русскими педагогами К. Д. Ушинским, П. И. Пироговым, К. Н. Вентцелем, Л. Н. Толстым и др.; революционеров-демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чер­ нышевского и Н. А. Добролюбова, идеи выдающихся религиозных философов В. С. Соловьева, П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, Н. Ф. Федорова, Г. П. Федото­ ва, С. Л. Франка, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, а также труды А. Меня, Н. Пестова, А. Сурожского, Р. Рокотяна. Так как значительная часть граждан современной России считают себя ве­ рующими, мы с большим вниманием и интересом изучили в процессе работы над диссертацией труды и выступления руководителей современной Русской Православной Церкви, известных богословов и общественных деятелей, много делающих для гражданского воспитания своей паствы: Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси; Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладож­ ского (недавно ушедшего из жизни); Кирилла, митрополита Смоленского и Ка­ лининградского; Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского; Тихона, епископа Бронницкого, викария Московской епархии; Антония, епископа Владимирского и Приморского; Антогния, епископа Барнаульского и Алтайского; Иоанна, епископа Белгородского и Ставропольского; Симона, епископа Мур­ манского и Мончегорского, и других. В их трудах и проповедях рассматриваются не только проблемы Русской Православной Церкви, но и актуальные вопросы взаимоотношения с государст­ венными структурами, дается свое видение развития России и роли правосла­ вия в этом процессе, рассматриваются проблемы религиозного образования россиян, дается религиозная интерпретация сложных понятий: "духовность", "патриотизм", "культура", "национальные отношения" и других, являющихся ко­ ренными в нашем исследовании. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz