Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.
ное, учебных планов, программ, нормативно-правовых документов системы об разования, написание и издание учебных пособий, содержание которых отра жает задачи исследования; историко-логический анализ архивных материалов (фонды ГАМО, Мурманского областного краеведческого музея, музея народно го образования Кольского края); 2) эмпирические: изучение, обобщение, анализ передового педагогического опыта гражданского воспитания школьников, анкетирование, интервьюирова ние (руководителей поисковых групп и поисковиков, учителей, ведущих крае ведческие курсы и факультативы), многолетнее педагогическое наблюдение, проведение констатирующего и формирующего экспериментов в процессе ор ганизации деятельности интегрированного краеведческого факультатива и ап робирования авторских учебных пособий "Мой Мурманск" (начальная школа), "История родного края" (5-е классы), метод экспертных оценок, анализ резуль татов детского творчества, методы статистической обработки результатов ис следования. Раскрывая теоретические вопросы патриотического, военно- патриотического, правового и интернационального воспитания школьников, диссертант использовал и материалы истории развития народного образования Кольского края (архивные источники, региональную литературу, материалы из фондов областного краеведческого музея и музея народного образования Кольского края). В качестве исходных положений в исследовании о гражданском воспитании школьников был использован комплекс научных идей, разработанных великими русскими педагогами К. Д. Ушинским, П. И. Пироговым, К. Н. Вентцелем, Л. Н. Толстым и др.; революционеров-демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чер нышевского и Н. А. Добролюбова, идеи выдающихся религиозных философов В. С. Соловьева, П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, Н. Ф. Федорова, Г. П. Федото ва, С. Л. Франка, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, а также труды А. Меня, Н. Пестова, А. Сурожского, Р. Рокотяна. Так как значительная часть граждан современной России считают себя ве рующими, мы с большим вниманием и интересом изучили в процессе работы над диссертацией труды и выступления руководителей современной Русской Православной Церкви, известных богословов и общественных деятелей, много делающих для гражданского воспитания своей паствы: Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси; Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладож ского (недавно ушедшего из жизни); Кирилла, митрополита Смоленского и Ка лининградского; Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского; Тихона, епископа Бронницкого, викария Московской епархии; Антония, епископа Владимирского и Приморского; Антогния, епископа Барнаульского и Алтайского; Иоанна, епископа Белгородского и Ставропольского; Симона, епископа Мур манского и Мончегорского, и других. В их трудах и проповедях рассматриваются не только проблемы Русской Православной Церкви, но и актуальные вопросы взаимоотношения с государст венными структурами, дается свое видение развития России и роли правосла вия в этом процессе, рассматриваются проблемы религиозного образования россиян, дается религиозная интерпретация сложных понятий: "духовность", "патриотизм", "культура", "национальные отношения" и других, являющихся ко ренными в нашем исследовании. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz