Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

Методологическую основу научного исследования проблемы, имеющей комплексный междисциплинарный характер, составили философские идеи о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах, педаго­ гические идеи о соотношении общечеловеческого и национального (Б. С. Гер- шунский, А. А. Гусейнов, В. М. Межиров, 3. И. Равкин, В. С. Степин, К. Д. Ушин- ский и др.); о значении духовных и национальных ценностей в воспитании и об­ разовании личности (М. В. Богуславский, Н. Д. Никандров, В. Г. Прянникова, 3. И. Равкин, Я. С. Тубельский и др.); о единстве теории и практики, природосо- образности, культуросообразности, народности (Л. С. Беляева, Г. Н. Волков, С. И. Гессен, С. Ф. Егоров, 3. И. Васильева, Н. И. Ильминский, П. Ф. Каптерев, П. И. Ковалевский, Н. Д. Никандров, В. Н. Сорока-Росинский, К. Д. Ушинский и др.); концепции национального воспитания и образования, моделирования на­ циональных школ (В. К. Бацин, Н. К. Бакланов, Л. Н. Беленчук, А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, М. Н. Кузьмин, Ю. А. Миславский, К. М. Мартов, И. 3. Сковородки- на и др.); концептуальные положения о роли социокультурной образовательной среды в воспитании человека (Т. С. Буторина, И. А. Колесникова, И. А. Костина, Ю. В. Львов, В. Д. Максимова, В. Б. Помелов, С. Н. Савина и др.); о приоритет­ ности единого образовательного пространства, особенностях региональных об­ разовательных систем (А. П. Беликова, Т. С. Буторина, В. А. Мясников, А. В. Са­ лихов, А. А. Соловьева, А. А. Сусоколов и др.); о целостности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, Т. И Мальковская, В. А. Сластенин и др.). В своем исследовании мы опирались на общие законы развития человече­ ской деятельности и сознания, взаимосвязанного развития личности и общест­ ва, активной роли личности в ходе социального развития (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А Су- хомлинский и др.); на исследования в области современных педагогических и психологических технологий (Л. М. Аболин, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Д. Г. Ле- витес, В. Я. Ляудис, М. М. Поташник, Н. М. Таланчук, В. Я. Ямбург и др.); на со­ временные подходы (системный, информационный, аксиологический, этнопеда- гогический, технологический, региональный) к объяснению и осуществлению педагогических явлений. Специфика исследования обусловила необходимость анализировать раз­ личные философские (материалистические, религиозные), психологические и педагогические концепции, раскрывающие важные социально-педагогические категории: гражданственность, гражданское воспитание, патриотизм, патриоти­ ческое воспитание, интернационализм, интернациональное воспитание, свобо­ да, право, правовое воспитание как сложное и неоднозначное отражение взаи­ мосвязи и взаимозависимости социально-экономического, духовного развития общества и личности во всей их многогранности и многообразии. Гражданское воспитание рассматривается в связи с этим как предмет междисциплинарного изучения, как феномен, интегрирующий в себе аспекты ценностного освоения личностью к окружающей действительности, преобразования в деятельности и общении, экстраполяции личности в будущее. Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных поло­ жений использовались взаимодополняющие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) теоретические: историко-сравнительный и причинно-следственный ана­ лиз философской, психолого-педагогической, социологической, краеведческой и этнопедагогической литературы, конструирование, в том числе ретроспектив­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz