Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дранишников Вячеслав Васильевич. – Москва : [б. и.], 2004. – 55 с.

гармонизацию личных, групповых, региональных национальных и общечелове­ ческих ценностей в процессе познания истории и культуры Кольского края, его экономических, социально-политических и экологических проблем, а также в процессе знакомства с историей и культурой стран Баренц-региона. Конструирование педагогических условий эффективности гражданского воспитания позволяет рассматривать формирование гражданственности школьников как ценностно-детерминированный, личностно ориентированный и социально значимый деятельный процесс. Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость ре­ шения следующих исследовательских задач: 1. Раскрыть теоретико-методологические основы гражданского воспитания в России на разных этапах ее развития. 2. Провести историко-сравнительный анализ становления и развития граж­ данского воспитания школьников в советской и постсоветской педагогике. 3. Разработать понятийный аппарат рассматриваемой темы: принципы, критерии, показатели, структура гражданственности школьников. 4. Показать пути, источники и педагогические условия активизации граж­ данского воспитания школьников на основе национально-регионального компо­ нента содержания образования, при котором гражданское воспитание приобре­ тает характер самовоспитания, процесса восхождения личности за счет само­ познания к ценностным ориентирам и идеалам, характерным для понятия граж­ данин Отечества. 5. Раскрыть специфику гражданского воспитания в условиях Кольского Се­ вера. 6. Разработать и обосновать вариативную модель гражданского воспитания школьников на основе федерального и регионального компонентов содержания образования. 7. Разработать педагогическую технологию гражданского воспитания школьников. Цели и задачи исследования вписываются в общепризнанные во всем мире в конце XX века основные принципы образовательной системы любого уровня: интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений: гуманизация, усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с вы­ сокими духовно-интеллектуальными, моральными и физическими качествами; дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного про­ явления и развития способности каждого школьника; демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициа­ тивы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении государ­ ством. В проекте развития национальной российской школы воспитывающий ха­ рактер образования специально подчеркнут: “Отдельный и особо важный во­ прос - воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответствен­ ности, понимание ценности служения обществу, солидарности при решении проблем демократического общества"1. ' Ьацин В. К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990-1994. М., 1995.С. 18. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz