Теория воспитания : методические рекомендации в помощь студентам, изучающим курс / Мурм. гос. пед. ин-т ; [сост. В. В. Дранишников]. – Мурманск : МГПИ, 1996. – 26 с.

Поэтому записывать необходимо не все, а только суть лекции: структуру, рас­ сматриваемые вопросы и проблемы, рекомендуемую литературу, ход рассуждения, выводы. Записывать следует своими словами, допуская и общепринятые сокраще­ ния и сокращения, понятные только вам. Методика записи лекции сугубо индивидуальна. Но существуют некоторые наиболее употребительные и целесообразные способы ведения конспекта, требо­ вания к его оформлению. • Оформление конспекта. Необходимо завести специальную толстую тет­ радь и запретить себе вырывать из нее листы. Наиболее оптимальная схема оформления конспекта: оставлять поля для последующей работы над мате­ риалом, записывать шариковыми ручками или карандашами с мягким гра­ фитом, использовать пасту разного цвета для выделения заголовков, основ­ ных мыслей, проблем, выводов и т.д. • В конспекте целесообразно указывать дату занятий, рассматриваемые во­ просы, рекомендованную литературу. • Важно понять, что правильно записанная лекция экономит время студен­ та. делает его независимым от товарищей, вселяет уверенность в собствен­ ные силы. Поэтому записывать лекцию следует по возможности четко, раз­ борчиво, понятно. Особо важные принципиальные положения, формули­ ровки необходимо выделить рамками, цветными фломастерами и каранда­ шами, подчеркиванием, крупным шрифтом и т.д. Не менее важно для усвоения материала научиться работать над своими лекционными записями. Можно выделить следующие этапы такой работы: I этап (предварительный). Прочитать записи, сделанные на лекции. Вынести на поля все, что потребуется уточнить и дополнить. Записать неоконченные фра­ зы, пропущенные слова и т.д. Ознакомиться с материалом по учебному пособию и другим источникам и устранить неточности в записях. Техническое дооформление записей (подчеркивание, выделение главного, разделов, подразделов и т.д.). II этап (основной). Внимательное чтение рекомендуемых источников. Ана­ лиз прочитанного. Выделение главного. Дополнение содержания лекции новыми положениями, примерами, доказательствами из прочитанного. Записи дополни­ тельного материала на полях конспекта или в конце лекции. Ш этап (заключительный). Просмотр всего конспекта с точки зрения соот­ ветствия его плану и рассматриваемым проблемам. Систематизация и обобщение материала с учетом сделанных самостоятельно дополнений из других источников. Осмысление содержания темы лекции в целом. Студенты должны научиться объективно оценивать качество лекций пре­ подавателя. Существуют три группы критериев вузовской лекции: содержание лекции, методика изложения, мастерство речи. Первая группа относится к разра­ ботке содержания и структуры лекции: • Четкость определения предмета лекции, цели и задач. • Насыщенность лекции научной информацией. • Освещение в лекции новейших достижений отечественной и зарубежной педагогики, психологии, анализ иноваций (передового педагогического опыта). • Тщательный отбор материала, концентрация содержания на раскрытие основных понятий. • Использование и анализ научной литературы, объективная оценка мате­ риала учебных пособий по излагаемому вопросу. Вторая группа критериев относится к качествам лектора: • Ясная позиция лектора, его идейная и научная убежденность, последова­ тельное проведение этой убежденности в содержание и форме подачи лекции. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz