Теория воспитания : методические рекомендации в помощь студентам, изучающим курс / Мурм. гос. пед. ин-т ; [сост. В. В. Дранишников]. – Мурманск : МГПИ, 1996. – 26 с.

Вузовская иекцил “Лекция сильнее книги возбуждает любовь к науке.” Н.И. Пирогов Лекция ( в переводе с лат. “чтение” ) - ведущая форма организации учебного процесса в высшей школе. Ее появление относится к периоду возникновения в XII веке первых университетов. Хорошая лекция - школа научного мышления. В лекции, как правило, ос­ вещаются только важнейшие, узловые, проблемные вопросы, которые недоста­ точно освещены в психолого-педагоги ческой литературе и имеют неоднозначную трактовку. Лекция имеет существенные преимущества в сравнении с такими ценными источниками знаний как учебные пособия и монографии, т.к. она “успевает” сле­ дить за последними достижениями науки и школьной практики, тогда как учебные пособия отстают от них на несколько лет. Живое слово преподавателя обеспечивает более глубокое и прочное пер­ вичное усвоение изучаемого материала, наглядно раскрывает методику, последо­ вательность его изложения и восприятия, формирует взгляды и убеждения студен­ тов. дает им возможность привести сообщаемые знания в стройную систему, ра­ ционально распределить свои силы и рационально организовать и использовать свое время. Лекция дисциплинирует слушателей, мобилизует их внимание, заставляет включать в работу одновременно несколько анализаторов (смотреть, слушать, записывать); преподаватель знакомит студентов с психолого-педагогической ли­ тературой, помогает ориентироваться в специальных изданиях, стимулирует их целенаправленную самостоятельную работу над изучаемой темой. Успешный процесс обучения - это результат творческого взаимодействия преподавателя (лектора) и слушателей (студентов). Чтобы получить оптимально возможный познавательный результат от лекции, слушателям необходимо овла­ деть умением подготовки к ней. четкого восприятия материала, дальнейшей ра­ боты над лекцией с целью прочного усвоения и закрепления знаний. К восприятию лекции надо готовиться. Прежде всего необходимо восста­ новить в памяти ранее изученный материал путем просмотра записей предыду­ щей лекции, изучения соответствующих глав учебных пособий и реко­ мендованной литературы. При этом следует выделить непонятные вопросы и по­ пытаться разобраться в них самостоятельно, а в случае необходимости обратить­ ся за помощью к преподавателю. Перед очередной лекцией по курсу “Теория воспитания” следует ознако­ миться с содержанием предшествующей лекции по вопросам Программы или учебного пособия: уточнить и записать вопросы, которые потребуется выяснить, подготовить всё необходимое для работы над лекцией (тетрадь, ручки, фломасте­ ры и др.). Важно определить целевую установку и психологический настрой на восприятие лекции. Мотивацией активного восприятия материала может послу­ жить осознание важности полученной на лекции информации для сдачи курсового или государственного экзаменов, для учебно-воспитательной практики, для буду­ щей профессиональной деятельности и т.д. Лекцию целесообразно записывать. Однако скорость чтения лекции состав­ ляет примерно 120 слов в минуту, а скорость записи студентами - около 30-40 слов. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz