Теория воспитания : методические рекомендации в помощь студентам, изучающим курс / Мурм. гос. пед. ин-т ; [сост. В. В. Дранишников]. – Мурманск : МГПИ, 1996. – 26 с.

ляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эстрад, с экранов и из­ вестных газетных страниц идет сладкое самобичевание. С необыкновенной легко­ стью произносятся категоричные оценки. Порой для этого просто меняются зна­ ки: плюсы на минусы, и наоборот. Кажется самым популярным образом стал об­ раз Страны дураков. Разумеется, такая самооценка отнюдь не способствует укреплению ав­ торитета когда-то великой державы. Русский человек за рубежом уже ловит иро­ нические и сочувственные взгляды. Сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноцен­ ности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране... Прежде всего надо отказаться от прокурорского разбирательства прошло­ го. Историю судить нельзя - она это никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять грубых ошибок". (Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2, С. 4.) ВОПРОСЫ Д Л Я РАЗМЫШЛЕНИЯ 1. В 60-80-е годы ряд советских разведчиков перешел на сторону врагов, предварительно выдав нашу агентуру. Свой поступок они мотивировали тем, что желали бороться с тоталитарным государством СССР. Можно ли их считать пре­ дателями? 2. В годы великой Отечественной войны погибли десятки миллионов за­ щитников нашей Родины. К сожалению, до сих пор не все останки погибших вои­ нов захоронены. Кто в этом виноват: государственные и партийные органы, сами ветераны войны, воины армии и флота, все россияне? Кто, какую ответственность (нравственную, уголовную) должен нести за эту позорную страницу жизни нашей страны? 3. В период реформирования экономики нашей страны резко ухудшилось материальное положение подавляющего большинства населения: массовая без­ работица, нищенская зарплата и пенсии, выплата которых задерживается, право­ вой беспредел в обществе, в результате которого никому не обеспечены гарантии сохранения чести, достоинства и даже жизни. Как следствие - многие россияне, часто специалисты высокого класса, деятели искусства и культуры - в самое тяже­ лое для Родины время уезжают на Запад, в США, Израиль и другие страны. Мож­ но ли считать их поступок безнравственным? ЛИТЕРАТУРА ДЛ Я САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Российской Федерации (6 февраля 1995 г., №151/11), о гражданском образовании и изучении Конституции РФ, - Преподавание истории в школе. - 1995.-№ 3 . 2. Агаров А .Я., Болотина Т.В. Права человека: Пособие для учителя.: ИПК и ПРНО МО, 1994. 3. Боголюбов JI.H. и др. Человек и общество (основы современной цивилизации). -М .: Просвещение, 1993. 4. Лихачев Д.С. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz