Теория воспитания : методические рекомендации в помощь студентам, изучающим курс / Мурм. гос. пед. ин-т ; [сост. В. В. Дранишников]. – Мурманск : МГПИ, 1996. – 26 с.

ВОЗМОЖНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Обособление или сближение? (национальный вопрос в СССР), “Мы все оказа­ лись на пепелище...”, “Русский вопрос” из книги Игоря Шафаревича “Есть ли у России будущее” - М.: Советский писатель, 1991, стр. 503-549). Основные понятия, которые необходимо усвоить в процессе подготовки к семинарскому занятию: гражданин, гражданство, гражданское воспитание, пат­ риотизм, право, правовое воспитание, правовая культура, интернациональное воспитание, шовинизм, национализм, права ребенка. Конвенция о правах ребенка. ЗАДАНИЯ Д Л Я САМОПРОВЕРКИ Прочитайте и прокомментируйте высказывания по теме известных людей. Чьи мнения Вы разделяете? Чьи суждения у Вас вызывают сомнения? Аргумен­ тируйте свою позицию. • “Рабочие не имеют Отечества!” (“Коммунистический манифест”, К. Маркс, Ф. Энгельс) • “В.И. Ленин постоянно воспитывал у трудящихся нашей страны нена­ висть и презрение к помещикам и капиталистам. Он учил советских людей ненави­ деть международную буржуазию - злейшего врага нашей Родины и трудящихся всех стран. Без революционной ненависти к рабскому прошлому своего народа и ко всем тем, кто пытался и пытается вновь навязать ему это рабство, не может быть социалистического патриотизма”. (Щукина Г.И. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1966, стр. 414 - 415.) • “Любовь к Родине есть творческий акт духовного самоопределения, вер­ ный перед лицом божьим и потому благодатный... Любовь к Родине есть творче­ ский акт духовного самоопределения. Есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (например, свет или цвет); есть предметы, которые дос­ тупны только уху и слуху (например, звук, пение, музыка); подобно этому есть та­ кие предметы, которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью (будь то любовь чистого инстинкта или любовь, прокаленная духом). К таким предметам принадлежит Родина. С человеком, у которого нет реального, живого опыта в этой сфере, который никогда не ощущал сердцем, что есть для не­ го Родина, трудно было бы даже беседовать на эту тему.” (И.А. Ильин. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993, стр. 218.) • “Любовь к Родине дает смысл жизни... Любовь к своей стране и к своему народу - это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, из­ бавляет от неприятностей, мелких личных неудач”. (Лихачев Д.С. Земля родная. - М.: Просвещение, 1983, С. 3.) • “Ненависть к врагам отечества - это вершина, поднимаясь на которую ма­ ленький человек видит мир; благодаря этому чувству перед ним открывается Оте­ чество как ни с чем не сравнимое и не сопоставимое. Только горячая ненависть, непримиримость к врагам Отечества, живущая и оберегающаяся из поколения в поколение память классового сознания и благородного сердца, открывают перед юным гражданином истинную меру ценностей...” (В.А. Сухомлинский. Как воспи­ тать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990, С. 241.) • “Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлой, тревожит нас­ тоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заяв­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz