Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

во человека требует свободы - добровольного самовложения, со­ зерцающей инициативы, личного почина, любви и вдохновения"1. Удивительно актуальны для сегодняшнего времени преду­ преждения философа о том, что "две великие опасности грозят человеческой свободе: во-первых, недооценка свободы, ведущая к легкомысленному отречению от нее; и, во-вторых, злоупотребле­ ние свободой, ведущее к разочарованию в ней и утрате ее. В этом еще нет позора; но это есть великая ошибка, которая ведет к беде, а может привести к позору. Тогда начинается добро­ вольное или недобровольное порабощение, которое может длиться долго и привести к сущей, - личной или всенародной - трагедии; тогда придется пройти суровый путь - страдания, терпения, науче­ ния и освобождения"2. Не менее интересны и поучительны рассуждения о свободе другого религиозного философа В. В. Розанова: "Возьмите слово "свобода", особенно излюбленное в наше время. Из-за него подня­ лась вся переживаемая нами сейчас смута общественная, его вы­ ставляют на своем преступном знамени вожаки смуты... И при всем том едва ли огромному большинству выкрикивающих слово это доступно и вполне понятно значение его. Свобода!.. Ведь это слово нуждается в уяснении определенного своего содержания. Свобода может быть и бывает разная: свобода воли, свобода совести, сво­ бода слова и печати, свобода гражданская, политическая и т. д. Не уяснить себе как следует смысла слова и из-за него пыль стол­ бом поднимать, - согласитесь сами, ведь это и смешно, и обидно, и горько"3. Философ противопоставляет свободу, которую проповедует Евангелие, свободе, о которой говорят революционеры: "Свобода евангельская - свобода нравственная, свобода от греха; она плод познания и уразумения истины, сообщает ее людям как тайну иску­ пления через Сына Отца Небесного, но под условием, если люди пребудут в слове Его, т. е. если будут стремиться выполнить свое жизненное предназначение - уподобление Богу. Высшая степень истинной свободы состоит в том, когда человек, руководствуясь мотивами очищенной путем истины и благодати своей богосоздан- ной природы, избирает для свое деятельности только одно добро, когда его свободная воля сливается с волей Божией, когда человек начинает и жить и дышать теми же мыслями и чувствами, какие 1Ильин И. А Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С 369-370. ?Там же. С. 371. 3 Розанов В. В. Собр. соч.: В темных религиозных лучах / Под ред. А Н. Николюки- на М.: Республика, 1994. С. 165 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz