Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ромных усилий и жертв был создан СССР - своеобразная империя, гораздо более могущественная, чем царская империя. А россияне, не в меньшей степени, чем другие народы многонациональной страны стали винтиками, жертвой тоталитарного государства. Рос­ сийский чиновничий аппарат был заменен не менее могучим пар­ тийно-чиновничьим советским аппаратом, своеобразным классом, имеющим привилегии и таким же бесчеловечным по отношению к народам многонациональной страны. И, наконец, все повторилось в третий раз в период пере­ стройки - своеобразной мирной революции, в процессе попытки реформировать социально-экономическую и политическую жизнь новой России мы являемся свидетелями проявления симптомов прежней болезни российской государственности. Огромные мате­ риальные, духовные жертвы, которые понесли россияне, пока еще не дали ожидаемых результатов. Поэтому очень важным для данной главы и всего исследова­ ния является выявление сущности одного из основополагающих понятий права - "свободы". Современный Большой энциклопедический словарь дает та­ кое определение этого понятия: "Свобода, способность человека в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять вы­ бор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей дея­ тельности, однако они обладают конкретной и относительной сво­ бодой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопровож­ дается расширением рамок свобод личности"1. То есть "свобода" как философская категория связана с другой философской категорией - "необходимостью". Свобода и необходи­ мость как философские категории выражают связь деятельности людей с объективными законами общества и возникающими на этой основе правовыми нормами ценностями и идеалами общества. Интересные мысли об особенностях свободы и ее роли в жизни людей высказывает И. А. Ильин: "Человек не может жить без нее; она безусловно необходима ему подобно воздуху. Почему? Потому что человек может любить только свободно... Только сво­ бодно можно веровать и молиться... Подобно этому мыслить и ис­ следовать человек может только свободно, потому что настоящее мышление самостоятельно; оно не терпит навязанного авторитета и не может двигаться по предписанию и запрету... Всякое творчест­ Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е /Гл. ред. А. М. Прохоров М.: Боль­ шая Российская энциклопедия-Спб.. Норинг, 1997. С. 1079. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz