Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
ромных усилий и жертв был создан СССР - своеобразная империя, гораздо более могущественная, чем царская империя. А россияне, не в меньшей степени, чем другие народы многонациональной страны стали винтиками, жертвой тоталитарного государства. Рос сийский чиновничий аппарат был заменен не менее могучим пар тийно-чиновничьим советским аппаратом, своеобразным классом, имеющим привилегии и таким же бесчеловечным по отношению к народам многонациональной страны. И, наконец, все повторилось в третий раз в период пере стройки - своеобразной мирной революции, в процессе попытки реформировать социально-экономическую и политическую жизнь новой России мы являемся свидетелями проявления симптомов прежней болезни российской государственности. Огромные мате риальные, духовные жертвы, которые понесли россияне, пока еще не дали ожидаемых результатов. Поэтому очень важным для данной главы и всего исследова ния является выявление сущности одного из основополагающих понятий права - "свободы". Современный Большой энциклопедический словарь дает та кое определение этого понятия: "Свобода, способность человека в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять вы бор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей дея тельности, однако они обладают конкретной и относительной сво бодой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопровож дается расширением рамок свобод личности"1. То есть "свобода" как философская категория связана с другой философской категорией - "необходимостью". Свобода и необходи мость как философские категории выражают связь деятельности людей с объективными законами общества и возникающими на этой основе правовыми нормами ценностями и идеалами общества. Интересные мысли об особенностях свободы и ее роли в жизни людей высказывает И. А. Ильин: "Человек не может жить без нее; она безусловно необходима ему подобно воздуху. Почему? Потому что человек может любить только свободно... Только сво бодно можно веровать и молиться... Подобно этому мыслить и ис следовать человек может только свободно, потому что настоящее мышление самостоятельно; оно не терпит навязанного авторитета и не может двигаться по предписанию и запрету... Всякое творчест Большой энциклопедический словарь: Изд. 2-е /Гл. ред. А. М. Прохоров М.: Боль шая Российская энциклопедия-Спб.. Норинг, 1997. С. 1079. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz