Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

дарственное™. В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной свободе и правде, не вместимой ни в какую государ­ ственность. Наше народничество, явление характерно русское, не знакомое Западной Европе, есть явление безгосударственного духа. И русские либералы всегда были скорее гуманистами, чем государственниками. Никто не хотел власти, все боялись власти как нечистоты... Русский народ как будто бы хочет не столько свободного го­ сударства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве..."1 Но с другой стороны Н. А. Бердяев справедливо утверждает, что "Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Рус­ ский народ создал могущественнейшее в мире государство, вели­ чайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно соби­ ралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он уст­ ремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колосу государст­ венности, превращающему все в свое орудие. Интересы создания, поддержания и охранения огромного государства занимают совер­ шенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не осталось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории Западных стран. Личность была подавлена огромными размерами государства, предъявляющего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных. Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия. И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало: она живет своей жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни... Великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве"2. Такое же противоречие, такая же "болезнь" русской государ­ ственности повторилась в годы советской власти, когда путем ог­ 1 Бердяев Н. А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 10. ?Там же. С. 11-12. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz