Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
мастерством, важнейшим элементом которого является владение педагогическими технологиями правового воспитания школьников. "Право, - писал Б. А. Кистяковский в статье "В защиту права", - в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематическое упражнение воли. Главное же, в противоположность индивидуальному характеру этих послед них дисциплинирующих систем, право - по преимуществу социаль ная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создается только правом; дисци плинированное общество и общество с развитым правовым поряд ком - тождественные понятия. С этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении. Главное и самое существенное содержание права со ставляет свобода. Правда, свобода внешняя, относительная, обу словленная общественной средой. Но внутренняя, более безотно сительная, духовная свобода возможна только при осуществлении свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой1. Необходимо отметить, что и для царской, самодержавной России, и для тоталитарного СССР, и для сегодняшней России, пытающейся идти путем коренных демократических преобразова ний, в целом характерен низкий уровень правовой культуры и взрослого, и детского населения. Причины этого негативного яв ления надо искать в особенностях исторического и национально экономического развития России, в традициях россиян, их менталь ности. Наблюдая нашу сегодняшнюю действительность - уровень правовой культуры населения, правовой беспредел политиков, Ду мы, государства, руководителей предприятий, вспоминаются слова, сказанные философом Н. А. Бердяевым еще в начале 20 века, ко торый обратил внимание на противоречивость российской государ ственности. С одной стороны, по мнению философа, "Россия самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственники, своеоб разными анархистами. Анархизм явление русского духа, он по-раз ному присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым... Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими идеями, была чисто русской в своей безгосу- Кистяковский Б. А. В защиту права Интеллигенция и правосознание // Наше на следие 1990. № 4 С 3 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz