Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

эмоционального социально полезного отношения к правовым явле­ ниям и правомерного поведения... Правовая культура общества в качестве составных элементов включает юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности, правовую психологию, обыденные правовые представления и социальные эмоции по от­ ношению к правовым явлениям, объективное право и законотвор­ чество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны"1. "Правовая культура - важнейший элемент общей духовной культуры. Понятие правовая культура имеет широкое и узкое (но не менее существенное) значение. В широком смысле слова правовая культура - система овеществленных и идеальных элементов, отно­ сящихся к сфере действия права. Сюда входит само право как сис­ тема норм, правоотношения (система общественных отношений, регулируемых правом), правовые учреждения. В узком (субъектив­ ном, психологическом) смысле мы можем говорить о правовой культуре человека, суть которой заключается в тесном единстве правовых знаний, отношения к праву и правового поведения. Не­ верно сводить правовую культуру человека к объему его правовых знаний. Нередки примеры преступного поведения людей, получив­ ших неплохое юридическое образование. Важным компонентом правовой культуры человека является его правосознание"2. Отсюда вытекают конкретные задачи правового воспитания: 1) правовое образование детей (усвоение правовых знаний совре­ менного законодательства, своих прав и обязанностей). На этой основе решается вторая, более сложная задача - формирование правового сознания школьников. "Правосознание - одна из форм индивидуального, коллектив­ ного и общественного сознания, отражающего в виде знаний, чувств, мотивов, установок право и пути его реализации". И. А. Ильин, говоря о сущности правосознания, вводит поня­ тие "здоровое правосознание". Это, по мнению философа, есть нечто более широкое и более глубокое, чем "сознание" как таковое. В правосознании участвует не только "сознание" и "мышление", но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа. Недос­ таточно верно знать свои правовые полномочия, обязанности за- претности; бывают люди, которые отлично знают их и постоянно ’ Элиасберг Н. И Становление гуманистической и демократической правовой куль­ туры гражданина России как педагогическая проблема // Система правового образо­ вания в школе и воспитание гражданина России / Под ред. Н. И. Элиасберг. СПб: СпецЛит, 2001. С. 8-9. 2Словарь-справочник по праву. Сост. А. Ф. Никитин. М.: Акалис, 1995. С. 77-78. 3Там же. С. 80. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz