Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ЧАСТЬ I НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В отечественной педагогике воспитание всегда рассматрива­ лось как "вечная категория", как важнейший фактор формирования и социализации личности ребенка. Однако на разных этапах разви­ тия нашего государства цели, сущность, содержание, формы и ме­ тоды воспитательной работы в школе неоднократно в корне меня­ лись, отражая особенности социально-экономического и политиче­ ского развития общества, которое ставило перед системой образо­ вания конкретный идеологический заказ. Раскрывая современные подходы к процессу воспитания школьников, мы рассматриваем проблему в трех аспектах: научно- теоретическом, правовом и практическом, анализируя массовый и передовой педагогический опыт работы школ страны и Кольского края. В 20-30-е годы, в период формирования советского тоталитар­ ного государства, школа выполняла установку, записанную в Про­ грамме РКП(б), принятой в 1919 году на 8 съезде партии: "В области народного просвещения РКП(б) ставит своей задачей... превраще­ ние школы из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического перерождения общества". В короткие сроки необходимо было вместо мелкобуржуазной, во многом религиозной идеологии, характерной для населения кре­ стьянской страны, утвердить новую - коммунистическую (пролетар­ скую) Проще это было сделать, воспитывая подрастающее поколе­ ние детей, у которых еще не сформировалось мировоззрение. Поэтому ребенок тогда рассматривался прежде всего как объект воспитания. Это очень прослеживается в определениях понятия "воспитание", которое давали выдающиеся партийные и государст­ венные деятели, занимающиеся коммунистическим воспитанием. "Воспитание, - писал М. И. Калинин, - это воздействие на психологию воспитуемого"1. Н.К.Крупская утверждала: "Воспитание - это пред- 1Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М.: Культпросвет, 1956. С. 48. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz