Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

14 февраля 1939 года ЦК ВЛКСМ, Центральный Совет ОСОАВИАХИМа и Исполком Красного Креста и Красного Полуме­ сяца объявляют о проведении Всесоюзных соревнований пионеров и школьников. В основу этих соревнований положено требование выполнить нормативы на значки: "Ворошиловский стрелок", "Юный ворошиловский стрелок", "Готов к санитарной обороне". В 1940 году был введен новый значок "Юный моряк". Его мог получить каждый пионер и школьник, сдавший специальные нормы. Одними из первых сдавали нормы учащиеся школ пос. Дровяное и пос. Роста, с которыми занимались североморцы. В 1940 году широкой популярностью среди школьников начи­ нают пользоваться кружки юных осводовцев. В программу кружка входило военно-морское дело, классификация военно-морских ко­ раблей, морской компас, флажковая и семафорная сигнализация, такелаж (изучение морских узлов, понятий о тросах и т. д.). Первые такие кружки были созданы в школах № 1, 3, 4 Мурманска. 26 ноября 1940 года на страницах газеты "Пионерская правда" был опубликован приказ № 1 Главного штаба пионерской военно- спортивной игры. В школах, пионерских дружинах начали созда­ ваться отряды юнармейцев. Игры состоялись в зимние каникулы. Александр Петрович Буланов, пионер 1932-1940 гг. из школы № 17 Мурманска, рассказывает: "К игре готовились долго и тщательно. Военные изучали с нами топографию, строевую подготовку, учили ходить на лыжах, делать пулеметы-трещалки, сигнализацию и связь. В ходе подготовки к игре проводились пешие и лыжные походы"1. Довоенная школа, несмотря на все недостатки системы народ­ ного образования, рожденные природой тоталитарного государства, благодаря усилиям учителей воспитала настоящих патриотов. Вы­ пускники 30-х годов вынесли на себе войну, оставшиеся в живых поднимали страну. В августе 1945 года нарком просвещения РСФСР В. П. Потем­ кин справедливо сказал: "Все мы с гордостью осознаем, что добле­ стными защитниками РЬдины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы. Советская школа победила фашистскую школу. Советский учитель победил учителя-фашиста". Н. М. Конжиев, исследователь, который в течение многих занимался вопросами теории и практики военно-патриотического воспитания молодежи и обобщением передового педагогического опыта по этой проблеме, справедливо утверждает: "...военно- патриотическое воспитание нельзя свести к начальной военной 1Комсомолец Заполярья. 1961. 19 мая. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz