Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

держанием военно-патриотического воспитания школьников стало знакомство их с военной техникой через организацию технических кружков, секций, экскурсий, выставок и др. Прочно входят в жизнь детские спартакиады, массовые воен­ но-спортивные игры, смотры творчества ребят, физкультурные праздники, стрелковые состязания, слеты юных авиастроителей, создаются военные уголки, проводятся вечера, посвященные Крас­ ной Армии, организуются группы самозащиты, авиамодельные кружки и т. д. Во всех этих мероприятиях активно участвуют воен­ ные моряки. Так, в Мурманске в 1939/40 учебном году они вели 18 стрелковых кружков, проводили районные и городские стрелко­ вые соревнования, обеспечивали школы наглядными пособиями по стрелковому делу1. В школе № 20 военнослужащие, помогая учите­ лям готовить учащихся к сдаче норм ГТО, ПВХО, на значок "Воро­ шиловский стрелок", организовали соревнование между классами на лучшее изучение оборонного дела, создали группу самозащиты, провели 6 общешкольных учений ПВО. В результате 486 учащихся 5-10-х классов получили оборонные значки и удостоверения2. Примером активного участия военнослужащих в подготовке молодежи к призыву в Армию и Военно-Морской флот накануне Отечественной войны может служить воинская часть, шефствовав­ шая над школой № 19 Мурманска. Учащиеся старших классов этой школы под руководством моряков глубоко изучали военное дело, уставы РККА, овладевали искусством стрельбы из винтовки и пуле­ мета, учились метать гранату, почти все сдали нормы на оборонные значки3. Учитывая опыт войны с белофиннами, тревожную обстановку на Западе, местные органы власти стали придавать особое значе­ ние военной подготовке школьников. Накануне Великой Отечест­ венной войны в 1940 году более 8 тыс. учащихся школ области за­ нимались в различных оборонных кружках, готовясь к службе в ря­ дах Красной Армии и флота. Каждым второй кружок работал под руководством краснофлотцев и красноармейцев. В канун Великой Отечественной войны родилось тимуровское движение - массовая патриотическая игра пионеров и школьников. Первые тимуровские команды возникли в школах Полярного, Кан­ далакши, где сложилась наиболее крепкая дружба у пионеров с военными. 1См : Полярная правда. 1940. 23 февр. 7 См.: Полярная правда. 1939. 15 апр. 3 См.: ПАМО. ф. 394, оп.1, д.77, л. 39. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz