Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

вия школьных и воинских коллективов в воспитании учащихся" за­ щитил В. П. Манухин. В 1985 году J1. В. Штылева защитила диссер­ тацию по теме "Взаимодействие школьной и воинской комсомоль­ ских организаций в коммунистическом воспитании старшеклассни­ ков". В подготовке молодежи к защите Родины важная роль отводи­ лась школе. Цель военно-патриотического воспитания - формирование у молодежи готовности к защите Отечества. "Военно-патрио- тическое воспитание школьников и молодежи - это стройная систе­ ма хорошо продуманных и педагогически обоснованных с учетом возрастных и психологических особенностей детей мероприятий, посредством которой решалось три основных задачи: психологиче­ ской подготовки к службе в армии, физической подготовки (военно- спортивные виды деятельности), начальной военной подготовки (осуществлялась на уроках НВП)"1. Уже в 20-е годы советское государство начинает планомерно заниматься военно-патриотическим воспитанием детей и молоде­ жи. На разных этапах сложной, противоречивой истории становле­ ния и развития советского государства менялись задачи, содержа­ ние, формы и методы военно-патриотического воспитания школь­ ников, его место и роль в общей системе учебно-воспитательного процесса школы. В силу специфики исторического развития Кольского края и его географического положения он всегда выполнял и выполняет роль своеобразного форпоста на северных рубежах страны. Не случайно именно здесь был создан самый крупный и боеспособный в стране Северный флот, ряд военно-морских баз, где проживает большое гражданское население (семьи военнослужащих). Поэтому во всех школах Мурманской области, не только в военных городках, была прекрасно поставлена работа по военно-патриотическому воспита­ нию школьников. Многое из опыта этой работы не утратило своей педагогической ценности и в настоящее время. Особую роль в военно-патриотическом воспитании школьников Кольского края сыграли шефские связи школ Заполярья с армией и флотом, которые начали складываться еще в начале 20-х годов сразу после ухода интервентов и окончания Гражданской войны на Крайнем Севере. Военнослужащие охотно помогали местным 1Дранишников В. В. Новые подходы к использованию материалов истории Великой Отечественной войны в воспитании школьников / / Изучение истории Второй миро­ вой войны в России и Нидерландах: Тезисы докладов российско-голландской науч­ ной конференции (Мурманск, май 1995 г.). Мурманск: МГПИ, 1996. С. 80. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz