Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

рию, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ре­ бенке уверенность в том, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы"1. Академик Б. А. Рыбаков справедливо утверждает: "Нередко в школе, да и не только в школе, можно сказать в сознании многих запечатлелось стереотипное представление общество истории как предмете "десертном" или вообще вспомогательном. Думается, дело здесь в том, что в преподавании школьном фактор духовного роста подчинен другому фактору: за аксиому вольно или невольно принимается, что "геометрия" "весит" во сто крат больше, чем исто­ рия или литература. И происходит вот что: о том, что раньше вкладывали понятие души, складывается представление как о чем-то неизмеримо второ­ степенном в сравнении с миром "вечным". Во что выливается это, хорошо известно, жизненные силы у юношей вырастают, а духов­ ные центры остаются чуть ли не в эмбриональном состоянии" "Судьбы народа, - писал И. А. Ильин, - сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошло­ го; разуметь сокровенные судьбы, и явные дары, и таинственное призвание нашего народа, нашего русского величия; уверенно ра­ зуметь и уверенно провидеть грядущее всенародное Воскресение России. Неисповедимы Божии пути... Но в недрах нашего прошлого нам даны великие залоги и благодатные источники"3. Важное средство воспитания патриотизма - воспитание любви к людям, среди которых живет ребенок: к соседям по лестничной клетке, дому, кварталу, улице, городу; землякам, старожилам, вете­ ранам войны и труда. Надо учить детей быть добрыми и милосерд­ ными к окружающим людям, терпимо относиться к их слабостям и недостаткам. Еще один источник патриотизма - любовь к школе, школьным друзьям, учителям. К сожалению, далеко не всегда дети любят школу, пока еще часто авторитарную, нередко равнодушную к судь­ бам отдельной личности, да и по многим другим причинам. Спра­ ведливости ради следует сказать, что и само государство мало де­ лает для того, чтобы школа стала "домом радости". Однако с появ­ 1Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 239. 2 Рыбаков Б. А Живая сила веков // Советская Россия. 1987. 18 марта. Ильин И. А. О России / Собр. соч. В 10 т. T.6. Сост., вступ. ст. и комм. Ю. Т. Лиси­ цына. М.: Русская книга, 1996. С. 26-27. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz