Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Однако в одном исследователи проблемы "патриотизма", люди разных эпох и мировоззренческих взглядов едины: родители, вос­ питатели с самого раннего детства должны создать благоприятные условия для самопознания ребенком своей Родины. Русская, советская, отечественная педагогика использовала и использует самые различные средства гражданского воспитания школьников и молодежи. И первым важнейшим средством патрио­ тического воспитания является воспитание любви к матери, отцу, братьям и сестрам, близким и дальним родственникам. Надо стре­ миться не просто рассказывать о них, но и обязательно делать ус­ тановку на то, чтобы они гордились их трудовыми, боевыми заслу­ гами, прекрасными человеческими качествами. С детства ребенку нужно показать, почему нельзя быть "Иванами, не помнящими род­ ства". Второй кирпичик фундмента патриотизма - знание, любовь к родному языку, народному творчеству, народным обычаям и тра­ дициям. Мог ли А. Пушкин, имеющий африканское происхождение, стать великим русским национальным поэтом, если бы в детстве не впитал живительный источник русского народного творчества с помощью неграмотной, но ярко одаренной женщины Арины Ро­ дионовны. "Строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры, - утверждает Г. А. Ягодин, - значит считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформированность нацио­ нального самосознания, неподготовленность в национально­ культурных вопросах чаще всего создают неблагоприятную почву для деформации в межнациональных отношениях, проявлений на­ ционального эгоизма"1. Особенно велика в воспитании национальных черт характера роль сказок. И. А. Ильин подчеркивал: "Сказка будит и пленяет меч­ ту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувства испыта­ ния, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды" Она заселяет душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в будущее. Национальное воспитание неполно без национальной сказки". Третий кирпичик фундамента патриотизма - любовь к родному краю, "малой Родине". К. Д. Ушинский в знаменитой учебной книге Ягодин Г. А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования // Учит. газ. 1988. 22 дек. 2 Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 238. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz