Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ровочная, мобилизационно-побудительная, регулятивно-оценочная, интегративная. Патриотизм не только социально-историческое явление, но и важнейшее нравственное качество личности. Поэтому "сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важ­ нейшей духовно-нравственной и социальной ценности, сформиро­ вать в молодом человеке граждански активные, социально значи­ мые качества, которые он сможет проявить в созидательном про­ цессе, в укреплении и совершенствовании его основ, в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей"1. Несомненно прав В. И. Лутиванов, рассматривая патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, но нельзя его сводить только к тем видам деятельности, "которые свя­ заны с защитой российских рубежей". Готовность и желание защи­ щать Отечество - это уже результат длительной воспитательной работы по гражданскому воспитанию и главный критерий ее резуль­ тативности. А начинает формироваться патриотизм с самого ранне­ го детства, с формирования любви ребенка к тому, кто и что его окружает и из чего формируется потребность в Отечестве и в его защите. Как мы уже говорили, в основе патриотизма находится любовь к Отечеству. Это высшее чувство является, по мнению Н. И. Рейн- вольд, центральным звеном психологических механизмов, обеспе­ чивающих социальную обусловленность действий и поступков че­ ловека. Именно это звено играет решающую роль в процессе трансформации потребностей общества в собственные потребно­ сти отдельных личностей, в мотивы, побуждающие их активность. С точки зрения Н. И. Рейнвольд, все формы любви так или иначе выражают потребность человека в других людях, с одной стороны, и стремление принести им пользу, быть нужным - с другой. Теснейшим образом патриотизм связан с коллективизмом. По мнению Б. Т. Лихачева, коллективизм как качество личности вбирает в себя единство и многообразие личностных и обществен­ ных целей, сотрудничество, сочувствие, взаимопомощь. Это нрав­ ственное свойство и психическое состояние человека означает на­ правленность личности не на собственное "Я", а вне себя, на других людей, стремление делать добро, переживать чужую боль, прино­ сить себя в жертву, взаимодействовать, бороться против подавле­ ния личности и конформизма. 1 Лутиванов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. № 3. С. 54. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz