Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

вать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна" . Так убедительно и эмоционально глава русской православной церкви Тихон раскрыл классовую, партийную сущность понятия "патриотизм" в интерпретации пришедших к власти большевиков и трагические последствия установления диктатуры пролетариата. Обобщая сказанное, можно вспомнить мысль Н. А. Бердяева, который писал: "Классовые интересы могут породить ложь, но нико­ гда не могут породить истины1'2. Среди современных авторов, занимающихся проблемами пат­ риотического воспитания молодежи, необходимо отметить иссле­ дования известных ученых А. Г. Асмолова, В. С. Библера, Л. И. Бо­ жович, Е. В. Бондаревскую, Т. С. Буторину, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ф. Б. Горелика, Ю. В. Громыко, Э. Н. Днепрова, Э. В. Ильенкова, Т. Н. Каптан, В. А. Караковского, А. В. Кирякова, М. Н. Конжиева, Б. Т. Лихачева, Д. С. Лихачева, А. В. Мудрика, А. Ф. Никитина, И. Ф. Поляковой, 3. И. Равкина, Р. М. Рогачева, Л. В. Рощина, М. Н. Свердлина, А. Д. Солдатенкова, Г. Н. Филонова, Ш. Ш. Хайрулина, Н. Е. Щурковой и др., труды которых дают огром­ ный материал для творческого осмысления таких сложных и важ­ ных для нашего исследования понятий, как народность, националь­ ная идея, духовность, духовные ценности, духовные потребности, национальная гордость, национальное достоинство, национальный дух, общечеловеческие ценности, чувство Родины, российский мен­ талитет и др. Чтобы отмежеваться от понятия "советский патриотизм" в постсоветское время исследователи стали употреблять термин "российский патриотизм", выделяя ряд его особенностей: "1) Присущий российскому патриотизму глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту. 2) Державность, которую отражает такой исторический факт, что в течение большей части своей исто­ рии Россия являлась великим государством и гарантом стабильно­ сти как в евроазиатском, так и в мире в целом. 3) Интернациональ­ ный характер российского патриотизма"3. Свое социальное назначение патриотизм выполняет через реализацию ряда функций и среди них информативно-ориенти­ 1 Послания святителя Тихона патриарха Московского и Всея Руси. Фонд славянской письменности и культуры СССР. Просветитель, 1990. С. 21-22. 2 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 450. Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис. ... канд. лед наук. Челя­ бинск, 1997. С. 11. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz