Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ческая категория - есть понятие и классово сословное, и общечело­ веческое. Но патриотизм характерен для всех классов и сословий. Есть ценности, которые оказываются выше, святее классовых, сослов­ ных различий. Это родной язык, народные, религиозные традиции, достижения культуры. С позиций сегодняшнего времени нельзя согласиться с утверждением большевиков о том, что русские поме­ щики, дворяне, буржуазия не любили Россию. Хотя далеко не про­ сто уяснить, что такое любовь к Родине и что составляет ее благо и честь. Так, в "Манифесте Коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс писали: "Рабочие не имеют Отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет"1. То есть классики марксизма-ленинизма "появление" у пролетариата Отечества связывали с завоеванием политической власти. Развивая эти мысли, профессор В. П. Давыдов пишет: "Будет правильным специально выделить тезис о том, что истинное чувст­ во патриотизма у трудящихся рождается с победой нового, социа­ листического строя. Так, у рабочих и крестьян России оно возникло после Великой Октябрьской социалистической революции. А ликви­ дация в нашей стране эксплуататорских классов превратило чувст­ во патриотизма во всенародное"2. Действительно, у трудящихся России в 19 веке не было причин любить эксплуататорское государство с его аппаратом насилия, несправедливыми законами, отсутствием политических и экономи­ ческих прав. Именно отсюда возникает заблуждение В. Г. Белинско­ го, который в 1847 году в письме В. П. Боткину писал: "...Горе госу­ дарству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах"3. Действительно, капитализм стадии первоначального накопления капитала давал почву для та­ ких размышлений. Однако возникает удивительное противоречие - с одной стороны, К. Маркс и Ф.Энгельс справедливо считают проле­ тариат самой сознательной политической силой, на которую делают ставку в социалистической революции, а с другой стороны, отказы­ вают ему в праве на Отечество, т. е. на духовность, т. к. любовь к Отечеству, в частности для российского пролетариата любовь к России, неразрывно связана с такими составными Отечества, как родной язык, фольклор, религия, российские традиции, менталитет и т. д. 1Маркс К., Энегльс Ф. Манифест Коммунистической партии // О воспитании и обра­ зовании. Собр. соч. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1978. С. 171. Давыдов В. П. Воспитание советского патриотизма и интернационализма. М.: Знание, 1984. С. 29. 3 Белинский В. Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 9. М.: Худ. лит., 1982. С. 698. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz