Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

частных), более целенаправленно готовящих детей к новым обще­ ственным отношениям; развитие национально-регионального ком­ понента содержания образования; предоставление учащимся воз­ можности в школе, домах творчества и других внешкольных воспи­ тательно-образовательных учреждениях получать дополнительное образование в соответствии со своими желаниями и возможностя­ ми и т. д. Но для школы и общественной жизни характерны и ряд серь­ езных негативных явлений: свертывание в школе воспитательной работы, неумение и нежелание проводить ее учителями и воспита­ телями с учетом возрастных потребностей и индивидуальных же­ ланий школьников разного возраста, неумение общаться с детьми вне учебных занятий, отсутствие в большинстве школ детских и юношеских самодеятельных организаций, тяжелое материальное положение, которое испытывает сегодня средняя общеобразова­ тельная школа, высшие учебные заведения, дома творчества, дет­ ские клубы (многие из них уже закрыты), спортивные и художест­ венные школы и другие образовательно-воспитательные учрежде­ ния; появление детей беспризорников, которые вообще не ходят в школу, не имеют дома, живут и ночуют в подвалах, на чердаках, вокзалах, пополняя ряды несовершеннолетних преступников; рас­ пространение детской проституции, наркомании и т. д. Исследования социологов показывают, что за 10-15 лет произо­ шли коренные изменения в ценностно-нравственных ориентациях учащейся молодежи. Исследования ученых Мурманского пединсти­ тута показали, что среди учащихся школ, ПТУ, техникумов в возра­ сте 14-18 лет большинство опрошенных на первое место ставят ма­ териальный комфорт (47%). Только 10% выпускников верят в науку и разум; только 8,2% старшеклассников относятся к труду как к зна­ чимой ценности, немногие молодые люди (всего 6%) признают хри­ стианские ценности, и, наконец, самое печальное - на последнем 14 месте в ряду жизненных ценностей оказался патриотизм (5,6%)1. С болью и тревогой педагог-новатор В. Караковский пишет: "Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее... Сего­ дняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполно­ ценности, чувства жертвы истории, отчаяние человека, обреченно­ го жить в самой плохой стране" \ 1Рыбкин В.Р. Юность в хаосе реформ: опыт социально-этического становления само­ сознания молодежи Мурманской области в 1994-1996 годах. Мурманск: МГПИ, 1996. г Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса //Воспитание школьников 1993. №2. С.4. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz