Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

и сущность жизни человека... Сердцевина человека - любовь к Оте­ честву - закладывается в детстве"1. Особое внимание в деле патриотического воспитания он уде­ ляет языку: "Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом кра­ соту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом"2. По Сухомлинскому, логика патриотического воспитания заклю­ чается в том, чтобы любовь к Отечеству утверждалась в подрас­ тающем поколении "на основе активного проявления его собствен­ ной души, его сердца и разума", в постижении важнейшей истины: "... только в служении Отечеству, только в большом мире граждан­ ской деятельности человек обретает подлинное счастье"3. В. А. Сухомлинский писал: "Пусть сердце каждого нашего пи томца прочными узами будет связано с родной землей, с тем, что создается и оберегается для общества, для народа, для Отечест­ ва"4. Особое внимание уделял ученый формированию исторической памяти: "Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поко­ лений, - память, простирающаяся в века. Только потому он и чело­ век, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечест­ во, человек познает самого себя, осмысливает свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечест­ вом1'5. Как мы видим, В. А. Сухомлинский в своих научных работах продолжил традиции духовно-нравственного воспитания и понимал его как главный труд души ребенка, направленный на интериориза- цию общечеловеческих ценностей через социально-культурные ценности своего народа. Таким образом, патриотизм - категория историческая. Само это понятие корректировалось со сменой общественно-исторических формаций, с развитием общественных наук. Жизнь отдельного че­ ловека - это часть жизни общества; чувства, мысли, представления человека - это субъективное отражение менталитета данной эпохи, конкретного класса или сословия. Поэтому патриотизм как истори­ 1 Сухомлинский В. А. Родина в сердце /Сост. А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов. 2-е изд. М.: Мол. гвардия, 1980 С. 15. 2Там же. С. 51. 3Там же. С. 26. 4 Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975. С. 87. 5Там же. С 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz