Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

примириться с врагом, стать перед ним на колени, быть равнодуш­ ным к его намерениям и стремлениям - это вечный позор мне, мо­ ему роду, моей матери. Чувство ненависти претворяет идею в лич­ ное убеждение"1. Или: "Патриотическое сознание, патриотическое убеждение - это не механическая сумма знаний об Отечестве. Это прежде всего классовый накал сердцевины знаний - отношение к судьбам Роди­ ны, ненависть и непримиримость к ее врагам, готовность отдать собственную жизнь во имя священного и ни с чем не сопоставимо"2. И, наконец, еще одна мысль: "Прикоснись к этой земле, юный друг, и ты услышишь, как стонет земля. Пусть в твоей душе живет вечная ненависть к врагу"3. В. А. Сухомлинский был убежден: "ненависти же нам нуж учить так же, как и доброте"4. Конечно, надо иметь в виду, что все это написано в разгар "хо­ лодной войны". Сам Василий Александрович - участник Великой Отечественной войны, который видел зверства фашистов и пони­ мал меру смертельной опасности, нависшей над страной. Война не пощадила самого дорогого для него человека. И, наконец, как граж­ данин, он имеет право на свое отношение к войне, врагам, памяти... Однако, зная практическую педагогическую деятельность великого педагога, мы видим, что в основе его работы лежала глубокая ис­ кренняя любовь к детям, малой Родине. Не случайно будущих пер­ воклассников В. А. Сухомлинский летом знакомил с окружающей природой, учил видеть жизнь растений, животных, проявлять заботу обо всем, что окружало детей, побуждал писать сказки и т. д. Для нас важно другое. У В. А. Сухомлинского исходным в его педагогической теории и практике выступает понятие "Родина". Педагог раскрывает значение слова "Родина", увязывая его с поня­ тиями "человек", "смысл жизни", "труд", "дом", "семья", "родное сло­ во", "природная среда", "красота", "любовь", "верность", "традиции" и др., которые являются источниками формирования чувства Роди­ ны. Педагог считает, что привязанность и преданность человека Родине в конечном счете выступают мерой как его социальной зре­ лости, так и всех его общественно значимых жизненных проявле­ ний. В. А. Сухомлинский пишет: "Долг перед Отечеством - смысл 1 Сухомлинский В. А. Как воспитывать чувство преданности социалистической Ро­ дине // Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. С. 241. Сухомлинский В. А. Как воспитывать чувство преданности социалистической Ро­ дине // Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. С. 242. 3Там же. С. 243. 4 Сухомлинский В. А Письма к сыну. Изд. 2-е. М.: Просвещение, С. 117 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz