Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

к тем, кто покушается на независимость, целостность, свободу и счастье трудящихся всех стран мира..." И. Ленин постоянно воспитывал у трудящихся нашей страны ненависть и презрение к помещикам и капиталистам. Он учил советских людей ненавидеть международную буржуазию - злейшего врага нашей Родины и трудящихся всех стран. Без рево­ люционной ненависти к рабскому прошлому своего народа и ко всем тем, кто пытался и пытается вновь навязать ему это раб­ ство, не может быть социалистического патриотизма". "Коммунистическая устремленность - первая отличительная черта социалистического патриотизма. Именно поэтому наш пат­ риотизм является действенным, активным, творческим" . Сегодня с позиций общечеловеческих ценностей нам понятен ограниченный, классово-примитивный подход к толкованию социа­ листического патриотизма. В сознании каждого человека, который занимался проблемами теории и практики воспитания школьников за последние десятиле­ тия произошла серьезная переоценка многих концептуальных под­ ходов, взглядов, суждений, выводов, связанных с сущностью пат­ риотизма и путями его формирования. Этот сложный, мучительный процесс коснулся и выдающихся советских ученых, и учителей, и общественных деятелей, и представителей самой широкой педа­ гогической общественности. Они, как каждый из нас, в той или иной мере находились в "плену иллюзий", вызванных и господствующим в идеологии тоталитарного государства классовым подходом, и объективной реальностью международных отношений того вре­ мени, в основе которых лежала "холодная война" со всеми выте­ кающими последствиями (гонкой вооружений, непримиримостью идеологий, отсутствием подлинной демократией и прав человека ИТ-Д)- Поэтому понятно, почему даже такой замечательный советский педагог-гуманист как В. А. Сухомлинский в книге "Как воспитать настоящего человека" пишет: "Ненависть к врагам Отечества - это вершина, поднимаясь на которую маленький человек видит мир; благодаря этому чувству перед ним открывается Отечество, как ни с чем не сравнимое и не сопоставимое. Только горячая нена­ висть, непримиримость к врагам Отечества, живущая и оберегаю­ щая из поколения в поколение память классового сознания и благо­ дарного сердца открывают перед юным гражданином истинную меру ценностей: судьбы Отечества становятся выше и дороже жиз­ ни; благодаря ненависти человек с малых лет проникается мыслью: 1Щукина Г. И. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1966. С. 414-415. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz