Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

реблял слово "любовь". Для И. А. Ильина это фундамент, первоос­ нова патриотизма. "Человек находит Родину, - утверждал И. А. Ильин, - не просто инстинктом, но инстинктивно ускоренным духом, и имеет ее любо­ вью. А это значит, что вопрос о Родине разрешается в порядке са­ мопознания и добровольного избрания... заставить человека лю­ бить какую-нибудь страну, как свою родину, или быть национали­ стом чуждой ему нации невозможно. Любовь возникает сама, а если она не возникает, то ее не будет; она не вынудима, она есть дело свободы человеческого самоопределения... Предмет, именуемый Родиною, настолько сам по себе объективно и безусловно прекра­ сен, что душа, нашедшая его, обретшая Родину, - не может не лю­ бить... Человек не может не любить свою Родину; если он не любит ее, то это значит, что он ее не нашел и не имеет"1. Конечно, взгляды религиозных философов и деятелей церкви на сущность патриотизма отличаются от взглядов светского челове­ ка. Это своеобразие подчеркивает протоиерей Л. Лебедев: "Патрио­ тизм - это любовь к Родине. А что есть Родина? Что есть патрио­ тизм? Любовь! Но эта любовь должна включать представление не только о близких, друзьях и соплеменниках, исконно живущих в пределах Родины. Ибо сказано: любите врагов ваших и благословляйте про­ клинающих вас, ибо все мы дети Господа. Как правило, патриотизм сопряжен с национальным (родовым) инстинктом, с чувством привязанности ко всему ареалу земли, на котором распространен народ, с почитанием могил предков и свя­ тынь (например, храмов, мест, связанных с особо чтимыми людьми или событиями). Что касается ареала земли, то здесь действует религиозное чувство, уходящее своими корнями в незапамятные времена, когда народ знал и чувствовал, что земли, занятые им (даже если на не­ которых из них живут другие племена), - это отнюдь не случайная географическая территория, что это земли, данные народу Богом (или Богами) и потому священные, святые. Не защищать их, не драться за них вплоть до пожертвования личной жизни - значит совершать преступление перед Богом. Однако у русского патриотизма были (и еще, слава Богу, не со­ всем исчезли) такие особые черты, которые делают этот патрио­ тизм уникальным духовно-психологическим явлением мировой ис­ тории. Начиная с Крещения Руси в 988 году, верующий православ­ 1Ильин И. А Путь к очевидности. М.: Республика, 1993 С. 222-223. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz