Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
пейским потому толь, что оно не азиатское, но любить его, уважать его, стремиться к нему потому, что оно человеческое, и на этом основании все европейское, в чем нет человеческого, отвергать с такой же энергией, как и все азиатское, в чем нет человеческого". Понимание соотношения общечеловеческого и национального В. Г. Белинский выразил в следующих словах: "...только живя само бытною жизнью, может каждый народ принесть свою долю в общую сокровищницу"1. Философы, педагоги, писатели имели различные взгляды на патриотизм. У Л. Н. Толстого был так называемый "радикально критический" патриотизм. Глубокий смысл вкладывал в понятие "патриотизм" религиоз ный философ И. А. Ильин, у которого любовь к Родине как проявле ние приверженности духу народа, его национальному характеру, религиозному и нравственному облику, которое возникает в духов ном акте самоопределения личности обретается либо самостоя тельно на основе личного переживания, либо в процессе пробужде ния и национального воспитания: "...Любовь к Родине, - писал И. А. Ильин, - есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божьим и потому благодатный... Есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (например, свет или цвет), есть такие предметы, которые могут быть воспри няты только любовью (будь то любовь чистого инстинкта или лю бовь, прокаленная духом). К таким предметам принадлежит Родина. С человеком, у которого нет реального, живого опыта в этой сфере, который никогда не ощущал сердцем, что есть для него Родина, трудно было бы даже беседовать на эту тему..."2 И. А. Ильин выступает ярым противником больного, уродливо го национализма, обезличенного интернационализма, принудитель ного официального патриотизма. Этому он противопоставит духов но осмысленный, христиански облагороженный патриотизм, кото рый совмещает страстную любовь и жертвенность с мудрым трезв- лением и чувством меры. По его мнению, настоящий патриотизм не способен ненавидеть и презирать другие народы потому, что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Читая труды религиозного философа о патриотизме, поража ешься и глубине мыслей, и искренности, и тонкости чувств. Великий гуманист, размышляя о патриотическом воспитании, всегда упот 1 Белинский В. Г. Литературные мечтания // Взгляд на русскую литературу. М.: Со временник, 1983. С. 25. 2 Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 218. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz