Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

пейским потому толь, что оно не азиатское, но любить его, уважать его, стремиться к нему потому, что оно человеческое, и на этом основании все европейское, в чем нет человеческого, отвергать с такой же энергией, как и все азиатское, в чем нет человеческого". Понимание соотношения общечеловеческого и национального В. Г. Белинский выразил в следующих словах: "...только живя само­ бытною жизнью, может каждый народ принесть свою долю в общую сокровищницу"1. Философы, педагоги, писатели имели различные взгляды на патриотизм. У Л. Н. Толстого был так называемый "радикально­ критический" патриотизм. Глубокий смысл вкладывал в понятие "патриотизм" религиоз­ ный философ И. А. Ильин, у которого любовь к Родине как проявле­ ние приверженности духу народа, его национальному характеру, религиозному и нравственному облику, которое возникает в духов­ ном акте самоопределения личности обретается либо самостоя­ тельно на основе личного переживания, либо в процессе пробужде­ ния и национального воспитания: "...Любовь к Родине, - писал И. А. Ильин, - есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божьим и потому благодатный... Есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (например, свет или цвет), есть такие предметы, которые могут быть воспри­ няты только любовью (будь то любовь чистого инстинкта или лю­ бовь, прокаленная духом). К таким предметам принадлежит Родина. С человеком, у которого нет реального, живого опыта в этой сфере, который никогда не ощущал сердцем, что есть для него Родина, трудно было бы даже беседовать на эту тему..."2 И. А. Ильин выступает ярым противником больного, уродливо­ го национализма, обезличенного интернационализма, принудитель­ ного официального патриотизма. Этому он противопоставит духов­ но осмысленный, христиански облагороженный патриотизм, кото­ рый совмещает страстную любовь и жертвенность с мудрым трезв- лением и чувством меры. По его мнению, настоящий патриотизм не способен ненавидеть и презирать другие народы потому, что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Читая труды религиозного философа о патриотизме, поража­ ешься и глубине мыслей, и искренности, и тонкости чувств. Великий гуманист, размышляя о патриотическом воспитании, всегда упот­ 1 Белинский В. Г. Литературные мечтания // Взгляд на русскую литературу. М.: Со­ временник, 1983. С. 25. 2 Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 218. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz