Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

выражает собой жизненность народа, но есть именно самая жизнь... Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ"1. К. Д. Ушинский отмечал, что "В любви к Отечеству мы не усту­ пили ни одному народу и доказали это не раз перед целым све­ том"2. Вместе с тем педагог обращает внимание на недостаточное проявление этого качества русскими людьми в повседневной жизни и необходимость воспитания его в детях. Особое место в формиро­ вании чувства любви к Родине он отводил произведениям устного народного творчества, сохраняющим и передающим из поколения в поколение нравственные ценности народа: "Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного чело­ века и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бес­ численных поколений. В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе че­ ловека, выражалась в слове"3. В основу всей своей педагогической системы К. Д. Ушинский положил систему народности, под которой он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, гео­ графическими, природными условиями. Зависимость воспитатель­ но-образовательных систем от особенностей духа каждого народа, сочетания общечеловеческого и национального элементов в фор­ мировании личности. Вслед за К. Д. Ушинским большое значение национальной сис­ темы воспитания подчеркивал В. Г. Белинский. Он настаивает на формировании у детей понятий о сокровищах народной истории, литературы, музыки. Подчеркивая приоритетный характер форми­ рования в сознании у детей национальных ценностей В. Г. Белин­ ский отмечает: "Давайте детям больше и больше созерцание обще­ го, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь зна­ комить их с этим через родные и национальные явления; пусть они сперва узнают не только о Петре Великом, но и Иоанне 111, чем о Генрихах, Карлах и Наполеонах. Общее является только в част­ ном: кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству"4. Требование воспитания национальной гордости содержится в его словах: "Пора нам перестать восхищаться евро­ 1Ушинский К. Д. Родное слово // Собр. соч. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. Т. 2 С. 557. 2 Ушинский К. Д. Отчет командированного для осмотра женских учебных заведений коллежского советника К. Д. Ушинского // Собр. соч. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. С. 530. 3 Ушинский К. Д. Методические статьи и материалы к "Детскому миру” // Собр соч. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. Т. 5. С. 344-345. 4 Белинский В. Г. О детских книгах // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. С. 84. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz