Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

В отличие от М. В. Ломоносова, А. Н. Радищев понимал пат­ риотизм как единство общечеловеческого и национального: "...истинный человек и сын Отечества есть одно и то же"1. Основой этого отожествления являются единые общечелове­ ческие качества, присущие тому и другому: честолюбие, совесть, благоразумие, честность. Истинный человек соблюдает и повинует­ ся всем принятым в обществе законам, отличается скромностью, благонравием. Он служит Отечеству и содействует его процвета­ нию, любит "соотчичей" и желает взаимной любви. Если он уверен, что его смерть принесет славу Отечеству, то не страшится пожерт­ вовать жизнью. Истинный сын Отечества отличается человеколюбием, он со­ вершает добродетельные поступки на благо роду человеческому и, прежде всего, соотечественникам. Совершенно верно отмечает А. Н. Радищев, что эти качества требуют надлежащего воспитания и просвещения. По его мнению, для их формирования необходимо изучение истории, философии, живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, т. е. тех наук, в которых раскрываются ценности общечеловеческой и национальной куль­ туры. Выдающийся русский педагог В. Н. Водовозов особое место в работе с детьми отводил воспитанию патриотических чувств. Пат­ риотизм, по его мнению, должен проявляться в общественной дея­ тельности человека. "У кого нет... общеполезных знаний и убежде­ ний, - указывал В. Н. Водовозов, - кто действует корыстно только для своей личной выгоды, из угождения силе и богатству, в том не может быть истинного патриотизма"2. Н. Г. Чернышевский очень четко определил патриотизм как "главное мерило человеческого достоинства". Он считал, что осно­ вой системы национального воспитания должен быть родной язык, всесторонне отражающий жизнь народа: "Прежде всего необходимо сделать в русской школе... главнейшими предметами - русский язык, русскую географию, русскую историю, возле которых группи­ ровались бы все остальные; словом, обратить нашу школу к народ­ ности"3, т. к. "...язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только 1 Радищев А Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Избранное. Куйбышев, 1982. С.66. 2 Водовозов В Н. Новая русская литература. СПб , 1878 С 9 3 Ушинский К. Д. Отчет командированного для осмотра женских учебных заведений коллежского советника К Д. Ушинского // Собр. соч. М.-Л : АПН РСФСР, 1948. С. 530. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz