Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
В отличие от М. В. Ломоносова, А. Н. Радищев понимал пат риотизм как единство общечеловеческого и национального: "...истинный человек и сын Отечества есть одно и то же"1. Основой этого отожествления являются единые общечелове ческие качества, присущие тому и другому: честолюбие, совесть, благоразумие, честность. Истинный человек соблюдает и повинует ся всем принятым в обществе законам, отличается скромностью, благонравием. Он служит Отечеству и содействует его процвета нию, любит "соотчичей" и желает взаимной любви. Если он уверен, что его смерть принесет славу Отечеству, то не страшится пожерт вовать жизнью. Истинный сын Отечества отличается человеколюбием, он со вершает добродетельные поступки на благо роду человеческому и, прежде всего, соотечественникам. Совершенно верно отмечает А. Н. Радищев, что эти качества требуют надлежащего воспитания и просвещения. По его мнению, для их формирования необходимо изучение истории, философии, живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, т. е. тех наук, в которых раскрываются ценности общечеловеческой и национальной куль туры. Выдающийся русский педагог В. Н. Водовозов особое место в работе с детьми отводил воспитанию патриотических чувств. Пат риотизм, по его мнению, должен проявляться в общественной дея тельности человека. "У кого нет... общеполезных знаний и убежде ний, - указывал В. Н. Водовозов, - кто действует корыстно только для своей личной выгоды, из угождения силе и богатству, в том не может быть истинного патриотизма"2. Н. Г. Чернышевский очень четко определил патриотизм как "главное мерило человеческого достоинства". Он считал, что осно вой системы национального воспитания должен быть родной язык, всесторонне отражающий жизнь народа: "Прежде всего необходимо сделать в русской школе... главнейшими предметами - русский язык, русскую географию, русскую историю, возле которых группи ровались бы все остальные; словом, обратить нашу школу к народ ности"3, т. к. "...язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только 1 Радищев А Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Избранное. Куйбышев, 1982. С.66. 2 Водовозов В Н. Новая русская литература. СПб , 1878 С 9 3 Ушинский К. Д. Отчет командированного для осмотра женских учебных заведений коллежского советника К Д. Ушинского // Собр. соч. М.-Л : АПН РСФСР, 1948. С. 530. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz