Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Слово "патриотизм" происходит от латинского "патрис", что значит "родина", "отечество". В. Даля, иностранца по происхожде­ нию, очень расстраивало, что для обозначения человека, любящего Родину, радеющего о ее благе и чести, у нас нет родного слова, и мы пользуемся иностранным, инородным. Он предлагал исполь­ зовать русские слова "отчизнолюб", "отечественник", "отчизник". Но законы развития языка не подвластны благим желаниям даже самых талантливых исследователей. Идеи патриотического воспитания школьников имеют глубокие философско-исторические корни и нашли свое отражение еще в 17 веке в трудах славянского ученого-энциклопедиста, писателя поэта Юрия Крижанича, украинского и русского государственного и церковного деятеля, автора церковных публицистических работ, поэта Феофана Прокоповича; белорусского и русского обществен­ ного и церковного деятеля, писателя, поэта Симеона Полоцкого и др. мыслителей, которые вместо господствующей ранее идеи служения государю как основе патриотизма утвердили новое со­ держание патриотизма как любовь к Отечеству, служение ему. Дальнейшее развитие идеи патриотического воспитания полу­ чили в исследованиях выдающихся русских ученых, общественных деятелей, педагогов: М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. В. Водо­ возова, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского, В. В. Зеньковского и многих других. Анализ их трудов показывает, что на всех исторических этапах развития общества и российской школы вопросам воспитания они придавали значение "вопросов жизни", а представление о воспитании связывали с идеалами слу­ жения Отечеству. Актуальными и сегодня остаются мысли М. В. Ломоносова о формировании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, идеалам мира. Ученый полагал, что добрые дела следует совершать прежде всего ради Отечества, осуждал то, что не приносит пользу обществу. "Кто рассуждает здраво, - писал он, - тот не будет думать, чтобы от како­ го-либо заключения умаляться надлежало для благосостояния об­ щества, но всегда в таком мнении останется, что за Отечество в самую крайнюю тщательно вступить должно"1. 1Ломоносов М. В. Собр. соч.: Т. 1. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. С. 103. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz