Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Слово "патриотизм" происходит от латинского "патрис", что значит "родина", "отечество". В. Даля, иностранца по происхожде нию, очень расстраивало, что для обозначения человека, любящего Родину, радеющего о ее благе и чести, у нас нет родного слова, и мы пользуемся иностранным, инородным. Он предлагал исполь зовать русские слова "отчизнолюб", "отечественник", "отчизник". Но законы развития языка не подвластны благим желаниям даже самых талантливых исследователей. Идеи патриотического воспитания школьников имеют глубокие философско-исторические корни и нашли свое отражение еще в 17 веке в трудах славянского ученого-энциклопедиста, писателя поэта Юрия Крижанича, украинского и русского государственного и церковного деятеля, автора церковных публицистических работ, поэта Феофана Прокоповича; белорусского и русского обществен ного и церковного деятеля, писателя, поэта Симеона Полоцкого и др. мыслителей, которые вместо господствующей ранее идеи служения государю как основе патриотизма утвердили новое со держание патриотизма как любовь к Отечеству, служение ему. Дальнейшее развитие идеи патриотического воспитания полу чили в исследованиях выдающихся русских ученых, общественных деятелей, педагогов: М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. В. Водо возова, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского, В. В. Зеньковского и многих других. Анализ их трудов показывает, что на всех исторических этапах развития общества и российской школы вопросам воспитания они придавали значение "вопросов жизни", а представление о воспитании связывали с идеалами слу жения Отечеству. Актуальными и сегодня остаются мысли М. В. Ломоносова о формировании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, идеалам мира. Ученый полагал, что добрые дела следует совершать прежде всего ради Отечества, осуждал то, что не приносит пользу обществу. "Кто рассуждает здраво, - писал он, - тот не будет думать, чтобы от како го-либо заключения умаляться надлежало для благосостояния об щества, но всегда в таком мнении останется, что за Отечество в самую крайнюю тщательно вступить должно"1. 1Ломоносов М. В. Собр. соч.: Т. 1. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. С. 103. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz