Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
ВВЕДЕНИЕ Сложные социально-экономические процессы, происходящие в нашем обществе: отказ от сформировавшихся за годы советской власти духовных и идеологических ценностей и не только классо вых, а связанных с бытом, традициями взаимоотношений советских людей, наделенных особым менталитетом (потребностью социаль ных гарантий на низком уровне, но равных для всех, коллективист ское начало во взаимоотношениях между людьми, жертвенность ради общего дела, умение и желание работать на энтузиазме и др.), которые сохранились у старших поколений и носителями которых, в какой-то мере, являются работники системы образова ния; сложный, но необходимый переход от классовых приоритетов к приоритету общечеловеческих ценностей; формирование рыноч ных отношений периода первоначального накопления капитала, часто на криминальном уровне; правовой и нравственный беспре дел; тяжелое экономическое положение большинства населения страны, рост безработицы и резкое расслоение общества; идеоло гическая раздробленность общества, рост регионального сепара тизма и т.д. породили и новые учебно-воспитательные проблемы, к которым оказались не готовы ни общество, ни наука педагогика. Общеизвестно, чтозадачами педагогики являются не только раз работка закономерностей обучения и воспитания, принципов и ме тодов, содержания учебно-воспитательной работы с детьми разного возраста, но и прогнозирование, моделирование последствий но вых социально-экономических реалий и, главное, помощь в адапта ции к ним всем участникам педагогического процесса - детям, роди телям, учителям. Выдающийся психолог Л. С. Выготский утверждал: "Педагогикадолжна ориентироваться не на вчерашний, а назавтраш ний день "детского развития". Не случайно он ввел такие понятия, как "зона ближайшего развития", "социальная ситуация развития"1. Развитие современной школы характеризуется многими про грессивными тенденциями: гуманизацией, демократизацией, гума нитаризацией учебно-воспитательного процесса, в центре которого стали интересы личности конкретного ребенка, задачи его самооп ределения и создания благоприятных условий для их самореали зации; осуществление не только индивидуального, но и личностно го подхода к каждому школьнику; создание вариативных учебных планов в средней школе, многочисленных авторских курсов, про фильных школ, классов с углубленным изучением отдельных пред метов, создание элитарных учебных заведений (государственных, ’ Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. М., 1982. Т.2. С 250. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz