Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Педагоги, общественные и политические деятели, ветераны, представители Вооруженных Сил России все чаще и настойчивее говорят об объективности введения в школах на добровольных началах начальной военной подготовки и ее финансировании из федерального бюджета. Изучение в рамках курса "Основы безо­ пасности жизнедеятельности" раздела "Основы подготовки к воен­ ной службе" не решает рассматриваемой проблемы. Существует и противоположная точка зрения: начальная воен­ ная подготовка недопустима, так это означает милитаризацию учебно-воспитательного процесса в школе. Действительно, система военно-патриотического воспитания старшеклассников включает не только психологическую, физиче­ скую, но и начальную военную подготовку к защите Отечества. Дру­ гое дело, что в каждый конкретный исторический период развития России роль, место, масштабы, содержание, формы и методы во­ енно-патриотического воспитания молодежи менялись. Они должны быть адекватны конкретной международной обстановке и социаль­ но-политической обстановке в стране. Нельзя забывать, что уже больше года идут военные действия в Чечне (по сути вторая Чечен­ ская война), и события не только на Кавказе, но и в Средней Азии свидетельствуют о том, что и в будущем в течение длительного времени в этих районах могут возникать локальные военные кон­ фликты. В то же время - гражданственность как сложное интегративное качество личности неотделимо от правовой культуры школьников и молодежи, умения быть законопослушными гражданами общест­ ва, которые в любой сфере жизнедеятельности соблюдают законы и сознательную дисциплину. Этого можно достигнуть только в про­ цессе правового воспитания подрастающего поколения. Общеизве­ стно, что одной из конституционных обязанностей юноши, достиг­ нувшего 18-летнего возраста, является служба в армии. И к этому их надо готовить в школе. Наконец, в любой многонациональной стране, а именно такой является Россия, интернациональное воспитание - как органиче­ ская часть гражданского воспитания - необходимое условие суще­ ствования такого государства и источник его успешного развития. Исходя из такого подхода мы и будем анализировать каждое направление гражданского воспитания школьников. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz